«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2018-2019 учебный год»
рабочая программа (младшая группа)

Программа работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zozh_2_ml_gr_18-19.docx619.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

Протокол от «09» августа 2018 г. № 1


Программа

формирования культуры здорового образа

жизни у дошкольников

воспитателя второй младшей группы № 1 «Радуга»

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

воспитатель

Максимова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

п/п

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы

6

характеристики

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

14

2.

Содержательный раздел

16

2.1.

Содержание работы по реализации программы

16

2.1.1.

Работа с детьми

17

2.1.2.

Работа с педагогами

24

2.1.3.

Работа с родителями (законными представителями)

24

2.2.

Показатели сформированности представлений о здоровом

25

образе жизни у дошкольников

3.

Организационный раздел

28

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами

29

обучения и воспитания

3.3.

Режим дня

30

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников,

32

мероприятий

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

35

3.6

Система оценки результатов освоения программы

38

4.

Список литературы

39

2

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников - это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

  • современных условиях развития общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации

профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.

Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

3

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;

  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2018-2019 учебный год.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, обучающихся культуры здорового образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Задачи программы:

  1. Профилактика простудных заболеваний.
  2. Сохранить и укрепить здоровье детей;

  1. Формировать устойчивую привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;

  1. Развиватьфизические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;

  1. Формировать потребность к реализации здорового образа жизни;
  2. Формировать правильную осанку и предупреждение плоскостопия;

  1. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и интерес к активной двигательной деятельности.

  1. Создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
  2. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

  1. Формировать осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.

  1. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами.

  1. Оказывать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к инструктору по физической культуре, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию.

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура.

Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они

5

реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет

  • возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны

6

дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

  • младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

  • младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

7

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Дети:

  1. Имеют представления:

  • о частях тела, главных органах (нос, глаза, уши, рот);

  • о значении режима дня и правильного выполнения его основных моментов: питания, сна, занятий и отдыха;
  • о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.
  1. Умеют:
  • самостоятельно мыть руки с мылом, пользоваться ложками и вилкой;
  • пользоваться салфетками, индивидуальным полотенцем, расческой;
  • полоскать рот после еды;
  • прилагать старания, чтобы быть аккуратным,

  • прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища)

Педагоги:

  • обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;

  • совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового образа жизни, физического развития;

  • расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители):

  • совершенствуют знания в области здорового образа жизни;

  • активно участвуют в образовательной деятельности и формировании
  • детей основ культуры здорового образа жизни.

Срок реализации программы Срок реализации программы 1 год.

Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию

культуры здорового и безопасного образа

жизни у дошкольников в 2018-2019 учебном году проводится 2 раза в год:

сентябрь 2018 г.; апрель 2019 г.

8

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры здорового образа жизни, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Программа ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

2.1. Содержание работы по реализации программы

Программа реализуется через следующие направления:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями (законными представителями)

9

2.2. Работа с детьми

Цель: создание максимально эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы в группе

Содержание

Время

п/п

проведения

1.

Оптимизация режима

1.

Коррекция оптимального двигательного режима исходя из индивидуальных особенностей детей

Ежедневно

2.

Организация двигательного режима

1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

2.

Дыхательная гимнастика;

Ежедневно

Подвижные игры;

Физминутки;

Релаксация;

Гимнастика после дневного сна;

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

музыкальное оформление фона образовательной деятельности;

Самостоятельная двигательная активность

3.

Подвижные игры и упражнения на прогулке:

Ежедневно

индивидуальная  работа по развитию движений

4.

Индивидуальная работа:

Ежедневно

беседы;

игровая деятельность

5.

Физкультурные досуги

1 раз в месяц

3.

Закаливание

10

1.

Соблюдение воздушного и температурного режима:

Ежедневно

воздушные ванны (в облегченной одежде);

солнечные ванны;

световоздушные ванны

4.

Взаимодействие с семьей

1.

Консультации:

В течение

о функциональных изменениях организма в данном возрастном периоде;

года

о видах и пользе закаливания в данном возрастном периоде;

о пользе движений

2.

Рекомендации:

В течение

по организации активного отдыха с детьми в летний оздоровительный период;

года

по профилактике заболеваний;

по обеспечению безопасных условий жизни ребенка дома

3.

Индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) по вопросам укрепления и

В течение

сохранения здоровья детей

года

11

2.2.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

  1. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

  1. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

  1. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

  1. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

  1. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

  1. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

  1. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

2.2.2. Содержание работы по формированию здоровьесберегающей компетентности у дошкольников

Привитие у дошкольников стойких КГН

Для успешного решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков используем ряд приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр; обучающих игровых ситуаций, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, сочетание игрового, словесного и наглядного методов обучения с использованием специальных наборов материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразных сюжетных картинок. Для обучения детей последовательности выполнения трудовых действий, связанных с самообслуживанием, используются пооперационные карты.

Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому одним из методов воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и т.д. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ. Проведение игровой программы «Чистые руки», целью которой является показать, как правильно

12

мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда их обязательно следует мыть.

Беседа-практикум «Правила ухода за телом» посвящается знакомству детей с основными правилами мытья тела, рук и уходу за волосами. Детям предлагается картинка, на которой изображены опрятные, аккуратно одетые девочка и мальчик, поясняется, что все дети должны быть такими чистыми и постоянно заботиться о себе, затем дети рассматривают кожу на своих руках. Затем воспитатель рассказывает

  • необходимости купаться, напоминает правила ухода за телом, предлагает практически закрепить эти правила, решает вместе с детьми ситуацию «Мытье рук». Внесение в группу кукол, у которых болят зубы, «лечим» их, имитируя доктора Айболита, а затем вместе с детьми учим «пациентов» правильно чистить зубы. Дети с помощь зеркала рассматривают зубы. Опираясь на прошлый опыт детей (у кого болели зубы, как это было неприятно, как была расстроена мама, как страшно было идти к доктору) даем мотивированное представление о необходимости ежедневно чистить зубы.

Еженедельные беседы:

  • «Личная гигиена»;

  • «Надо, надо умываться»;
  • «Наши верные друзья»;
  • «Опасно ли быть неряхой»;
  • «Знаешь ли ты правила поведения за столом»;
  • «Чистота – залог здоровья»;
  • «Когда я ем»;
  • «Одежда и здоровье».

Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима стараемся найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Стихотворения, загадки, рассказы – загадки, физкультминутки, игры и игровые упражнения помогают сделать процесс формирования навыков интересным и ненавязчивым. В игре «Мое утро», передавая мяч друг другу, дети рассказывают, что мы делаем утром. Игровое упражнение «Полезно – вредно» закрепляет знания о полезных и вредных привычках. Игра «Оденем куклу на прогулку» способствуют воспитанию в детях опрятности и аккуратности.

Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов,

правил ухода за ним

Работая с детьми по данному направлению, изучаем такие темы, как «Тело человека» (строение тела), «Береги свое здоровье» (профилактика травматизма, простудных заболеваний), «Страна волшебная – здоровье», «Сохрани свое здоровье сам», «Мои разведчики и умные помощники» (органы чувств), «Необыкновенная одежда человека» (кожа). Они позволяют ребенку в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.

13

Игры на формирование правильной осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг». Гимнастика для глаз заключается в основном в фиксации зрения на различных

точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Для фиксации зрения используются сигнальные метки. Сигнальные метки - картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне — матрешка).

Упражнения:

1.Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафане? А где матрешка в зеленом сарафане? Найдите матрешку в красном сарафане.

2.В гости пришел Петрушка и принес чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с изображением игрушки. Дети глазами ищут эту игрушку в окружающей обстановке.

Для        профилактики        нарушения        зрения        используются        разнообразные        игры:

«Моргунчики»

Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем,

На минуточку замрем

  • опять играть начнем. (У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).

Эти упражнения способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости, выполняются легко.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру. Упражнения выполняются стоя, сидя и лежа на спине. Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Паук», «Ворона» и другие.

Формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека

Одна из задач валеологического образования дошкольников – формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека. Работа по данному направлению помогает помочь детям понять, что полезно, а что вредно для организма.

Закаливание – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Под закаливанием понимаем повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда болезней является охлаждение.

Цель закаливания – выработать способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора и постепенным увеличением дозировки такого действия.

На познавательных занятиях, беседах, в играх и упражнениях знакомить детей с полезными и вредными продуктами, показать роль витаминов. Тематика игр и

14

занятий разнообразна («Фрукты полезны взрослым и детям», «Витамины и здоровый организм», «Приятного аппетита», «Какие овощи могут быть полезны для здоровья»). Инсценировка: «Веселые овощи», игры-драматизации: «Витаминная семья» и «Борщ».

Одним из методов, позволяющих дать представление о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека, является элементарное экспериментирование. Детям нравится самостоятельно изучать свойства воздуха и воды, способы очистки воды с помощью фильтров. Закрепить знания о природных факторах закаливания организма помогают познавательные беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как мы дышим».

Двигательная активность и здоровье

Двигательный режим предусматривает: утреннюю гимнастику; ООД по физическому развитию; спортивные досуги и развлечения; двигательную активность на прогулках; гимнастику после сна; физкультминутки; подвижные игры в течение дня; индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

Подвижные игры совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие качества. Проводя игры, учитываем различную степень подвижности ребенка в игре, игры включают различные виды движений (бег, прыжки, метание) и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры («Лягушки и аист», «Кот и мыши», «Гуси», «Наседка и цыплята») и игры с предметами (мячами, обручами).

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна, ее цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она обычно состоит из 4-5 разминочных упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в кровати, речевых упражнений с движениями.

Дополняется гимнастика ходьбой по «тропе здоровья» в сочетании с закаливающими процедурами.

Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание, кровообращение («По грибы», «Отдыхаем», «Буратино», «Часы», «Ветер дует нам в лицо»). Пальчиковые игры помогают развить

  • ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление («Ветер и тучка», «Кораблик», «Замок», «Посуда»).

Особую роль в жизни ребенка играет праздник, он является важным событием в жизни маленького человека. Развлечения и досуги – одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются: доставить детям удовольствие, развлечь их; обогатить какими-либо впечатлениями; пробудить творческую двигательную активность; закреплять и развивать уже полученные навыки. Формы организации развлечений оздоровительной направленности, ставят

15

своей целью в первую очередь развитие двигательных качеств детей и закрепление знаний о здоровом образе жизни.

Познавательные досуги преследуют цель закрепления знаний, направленных на сохранение здоровья («Путешествие в страну чистоты и здоровья», «У Мишки в гостях»).

Физкультурный досуг, построенный на знакомых подвижных играх или игровых движениях «Весной на спортивной площадке», «Осень в гости к нам пришла». Физкультурный досуг на свежем воздухе «День здоровья», «Веселые старты».

Фольклорный досуг состоит из народных подвижных игр «Экскурсия в огород». Музыкально-театрализованное преставление, в основе которого лежит драматизация литературного произведения «Съедобные и ядовитые грибы». Таким образом, двигательная активность детей в течение дня, влияет на формирование привычки ежедневных физических упражнений, способствует укреплению и сохранению здоровья

Организация работы с родителями по повышению педагогической компетентности о ЗОЖ

Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют положительное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей, которые активно участвуют в оздоровлении своих детей.

Активные        формы        взаимодействия        с        родителями:        Групповое        родительское

собрание на тему: «Воспитаем здорового дошкольника».

Цель: Ознакомить родителей с принципами рационального питания с учетом возрастных особенностей; углубить знания родителей о калорийности и энергетической ценности продуктов.

День открытых дверей помогает повысить педагогическую культуру родителей; привлечь их к активному участию в решении организационных задач, определить единые подходы в воспитании дошкольников.

Оформление информационного стенда «Уголок здоровья», спортивный праздник «Всех пап, всех мам приглашаем в гости к нам», открытые занятия по воспитанию потребности к здоровому образу жизни «Помоги Незнайке сберечь здоровье».

Консультации – памятки для родителей предлагаются консультации на темы: «Зарядка дарит бодрость», «Закаливание в летний период», «Для чего нужна гимнастика». «Культурно-гигиенические навыки ребенка», «Рациональное питание», «Воспитание здорового ребенка дошкольного возраста», «Зимний отдых детей на свежем воздухе».

Таким образом, в процессе общения родителей и педагогов, происходит знакомство родителей со специалистами, повышается интерес и активность

16

родителей к воспитанию своих детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.2.3. Создание условий формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:

  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
  • Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;

2.3. Работа с педагогами

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового образа жизни.

Задачи работы с педагогами:

  1. Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в здоровом образе жизни;

  1. Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

  1. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

17

2.4. Работа с родителями (законными представителями)

Одним из основных направлений по формированию культуры здорового образа жизни является работа с родителями (законными представителями).

Задачи работы:

  1. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);

  1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;

  1. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;

  1. Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;

  1. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

  1. Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций;

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по вопросам ЗОЖ;

  1. Дни открытых дверей;
  2. Дни Здоровья;
  3. Выставки семейного творчества по темам здорового образа жизни;

  1. Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).

  1. Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).
  2. Организация совместных праздников, досугов, развлечений, прогулок.

18

2.5 Перспективный план работы во второй младшей группе с детьми 3-4 лет

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Задачи:

  1. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

  1. Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Как я буду заботиться о своем здоровье

Быть здоровым хорошо или плохо?

Ситуации

Как вы одеваетесь на прогулку.

Мишка болен.

Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?

Что помогает детям не болеть в холодный зимний день?

Как вы себя сегодня чувствуете?

Общение

Кто в детском саду заботиться?

Быть здоровым хорошо или плохо?

Художественная литература

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы

Дидактические и развивающие

«Кому что нужно?»

«Узнай и назови»

игры

«Чудесный мешочек»

Творческие игры

«Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница»

Экскурсия

В медицинский кабинет

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи:

  1. Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках»

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты»

Ситуации

Фрукты полезны взрослым и детям

О вредных продуктах

Зачем нужны ложки, вилки

Общение

О здоровой пище

Какие вкусные подарки дарит нам осень?

Ю. Тувим «Овощи»

Художественная литература

Г. Зайцев «Приятного аппетита»

М. Безруких «Разговор о правильном питании»

Загадки об овощах и фруктах.

19

«Чудесный мешочек»

Дидактические и развивающие

«Узнай и назови овощи и фрукты»

игры

«Разложи на тарелках полезные продукты»

«Повара»

Творческие игры

С\р игра «Магазин продуктов»,

«Овощной магазин»

Опытно-исследовательская

Определение продуктов по вкусу

деятельность

Развлечения

«Веселые овощи»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи.

Познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

Научим Хрюшу умываться.

Кукла Таня простудилась.

Ситуации

Какие мы разные.

Мы любим умываться и чисто одеваться.

Где что находится?

Расскажи и покажи части тела и лица.

Водичка, водичка умой мое личико.

Общение

Для чего нужна вода?

Машенька хочет купаться (не хочет купаться).

Уроки Мойдодыра.

Г. Зайцев «Дружи с водой»,

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Художественная литература

А. Барто «Девочка чумазая»,

З. Бялковская «Юля – чистюля»,

З. Александрова «Купание»,

Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

«Сделаем куклам разные прически»

Дидактические и развивающие

«Вымоем куклу»

«Правила гигиены»

игры

«Чего не хватает?»

«Покажи правильно»

Творческие игры

«Парикмахерская», «Детский сад»

«Девочка чумазая»  инсценировка по стихотворению А. Барто

20

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.

Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Если ты заболел…»

«Мы были у врача»

Как витамины подружились со Степашкой?

Ситуации

От чего вылечилась ангина у Хрюши?

Как надо одеваться, чтобы не болеть?

Где хранятся витамины?

Общение

Я хочу быть здоровым.

Кому нужны эти предметы?

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

Художественная деятельность

Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство»

Дидактические и развивающие

«Покажи мишке как правильно одеваться»

«Оденем куклу на прогулку»

игры

«Если кто-то заболел»

Творческие игры

С\р «Семья», «Аптека»,

«Скорая помощь»

Развлечения

«Советы доктора Айболита»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи.

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел? (по

Ситуации

стихотворению Т. Волгиной «Два друга»)

Почему спортсмены реже болеют?

Кто спортом занимается

Общение

Какие виды спорта вы знаете?

Какая ваша любимая подвижная игра?

Как соблюдать режим?

Художественная литература

Т. Волгина «Два друга»

Загадки

Дидактические и развивающие

«Назови вид спорта» (по картинкам)

игры

«Назови вид спорта» (по показу)

21

Творческие игры

С\р «Физкультурное занятие в детском саду»

Развлечения

«Мы мороза не боимся»

Февраль

Тема: «Витамины для здоровья»

Задачи.

  1. Формировать представления о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

  1. Систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

Занятие «Знакомьтесь, витамины»

Общение

«Что полезно, а что вредно»

Художественное творчество

Лепка по образцу «Витаминки для зверят»

Дидактические и развивающие

«Что у меня на тарелке»,

игры

«Варим суп», «Полезные и вредные продукты» (по картинкам)

С/рол. игра «Аптека», «Магазин»

Творческие игры

Цель: Познакомить детей с профессией фармацевт, обогащать

знания детей о витаминах.

Март

Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» Задачи.

  1. Познакомить детей с закаливанием и его основными видами

  1. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

  1. Формировать представления о влиянии физических упражнений на организм человека; воспитывать любовь к физическим упражнениям; формировать элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Зачем нам солнце», «Умоем куклу»

Общение

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Художественная литература

Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру»

Дидактические и развивающие

«Если хочешь быть здоров»

игры

Творческие игры

С/рол. игра «Салон красоты»

Развлечение

«Олимпийские игры»

22

Апрель

Тема: «За здоровьем в детский сад!»

Задачи.

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Что такое здоровье»

День здоровья

Общение

Какие виды спорта вы знаете?

Какая ваша любимая подвижная игра?

Художественное творчество

Рисование «Разноцветные мячи»

Дидактические и развивающие

«Назови вид спорта»

игры

Творческие игры

С\р «Спортсмены»

Развлечения

«Олимпийские резервы»

Май

Тема: «Здоровье вокруг нас»

Задачи.

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Вид деятельности

Содержание

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Общение

«Где спряталось здоровье?»

Художественная литература

К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»

Дидактические и развивающие

«Я знаю, что можно, что нельзя»

игры

Творческие игры

С\р игры «Семья», «Больница»

Развлечения

«Медведи в гостях у детей»

23

2.6. Показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Критерии

Содержание критерия

Методы, средства диагностики

1.

Осознанное

1. Наличие

Дидактические игры по формированию

отношение

представлений о

элементарных представлений о ЗОЖ

к

здоровом образе

Создание детского альбома «Здоровый

здоровому

жизни

образ жизни»

образу

2. Наличие

Беседы: «Чистота – залог здоровья»,

жизни

устойчивой

«Здоровье и болезнь», «Я и другие люди»,

мотивации и

«Почему мы двигаемся?».

потребности в

Музыкальное сопровождение режимных

сохранении своего

моментов.

здоровья и здоровья

Использование нестандартного

окружающих

оборудования в спортивно-

оздоровительной работе

3. Наличие знаний о

Спортивные досуги. Дидактические игры

организме человека

валеологического содержания: «Чтобы

зубы не болели», «Здоровые уши»,

«Береги свое горло», «Будем видеть

хорошо»

2.

Развитие

1. Устойчивость

Беседы цикла «Я – человек». Основное

навыков

навыков владения

содержание: элементарное строение

здорового

своим телом с целью

человека, необходимые для жизни

образа

сохранения здоровья

условия: воздух, пища, тепло

жизни

2. Овладение

Дыхательная гимнастика в ООД,

навыками

наблюдение за самостоятельным

правильного дыхания

выполнением детьми

3. Сформированность

Наблюдение за двигательной активностью

потребности в

ребенка, участие в подвижных играх,

двигательной

соревнованиях, эстафетах, досугах

активности

24

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. 1. Материально-техническое обеспечение программы

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» обеспечивает материально-технические условия реализации программы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

– осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

– организовываетучастие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды;

– использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

– обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

– обеспечивает повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогических работников детского сада.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Направление

Название программ

Ключевые

Дидактическое

развития

(методических

положения

обеспечение

разработок)

программ

(методических

разработок)

Физкультурно-

Рунова М.А. Двигательная

Развитие

Спортивное

оздоровительное

активность ребёнка в

двигательных

оборудование в

детском саду.

умений и

зале,

Физкультурные праздники

физических

на площадке;

в детском саду (сценарии

качеств;

подбор

спортивных праздников и

воспитание

физических

развлечений), Т.Е.

осознанного

упражнений для

Харченко

отношения к

формирования

Алямовская В.Г.

своему

правильной осанки,

Современные подходы к

здоровью;

коррекции

оздоровлению детей в

формирование

плоскостопия;

28

дошкольном

привычки к

комплексы

образовательном

здоровому образу

дыхательных

учреждении /В.Г.

жизни

гимнастик;

Алямовская //Дошкольное

комплексы

образование.

упражнений для

Сборник подвижных игр:

часто

Методическое пособие/

болеющих детей

Автор-составитель Э.Я.

диагностические

Степаненкова

материалы

В.А. Шишкина «Какая

физического

физкультура нужна детям».

развития детей.

Шарманова С.Б. Роль

родителей в приобщении

дошкольников к здоровому

образу жизни /С.Б.

Шарманова //Управление

ДОУ.

29

3.3. Режим дня

Режим скорректирован с учетом климата (теплого и холодного периода).

Режим (холодный период)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня

группы

Вторая младшая группа

Утренний прием,

7.00-8.20

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Игры, подготовка к ООД

8.50-9.00

Организованная образовательная

9.00-9.40

деятельность (Перерыв -10 мин)

II завтрак

9.40-9.50

Подготовка к прогулке.

9.50 -11.50

Прогулка

Возвращение с прогулки,

11.50-12.10

подготовка к обеду

Обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем,

15.00-15.20

гигиенические и закаливающие

процедуры

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.40

Дополнительное образование,

15.40-16.00

самостоятельная деятельность

детей

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-16.50

Возвращение с прогулки, игры

16.50-17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-17.50

Игры, самостоятельная

деятельность, подготовка к

17.50-19.00

прогулке, вечерняя прогулка, уход

детей домой

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность

режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.20м.

Организованная образовательная деятельность (в день)

30 мин

Количество приемов пищи

5

30

Режим (теплый период года)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме

дня группы

Вторая младшая группа

Утренний прием на воздухе,

7.00-8.10

осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.45

Игры

8.45-9.25

Подготовка, второй завтрак

9.25-9.35

Подготовка  к прогулке

9.35-9.45

Прогулка: игры-занятия

(эстетически-оздоровительного

9.45-11.50

цикла). Закаливание

Возвращение с прогулки

11.50-12.00

Подготовка к обеду

12.00-12.10

Обед

12.10-12.30

Подготовка, дневной сон

12.30-15.0

Постепенный подъем,

гигиенические и закаливающие

15.00-15.20

процедуры

Полдник

15.20-15.30

Игры, самостоятельная

15.30-15.45

деятельность детей

Подготовка к прогулке

15.45- 15.50

Прогулка

15.55-17.20

Возвращение с прогулки

17.2-17.30

Подготовка к ужину, ужин

17.30-17.55

Игры

17.55-18.30

Прогулка, уход детей домой

18.30-19.0

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных

моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2ч.30м.

Организованная образовательная деятельность (в

30 мин

день)

Количество приемов пищи

5

31

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

  • основе построения воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,

  • учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:

явлениям нравственной жизни ребенка

окружающей природе

миру искусства и литературы

традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка

сезонным явлениям

народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

32

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе на 2018-2019 учебный год

Месяц

Период

Тема

Цель

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1

03.09 – 07.09

«Здравствуй, детский сад»

Адаптация детей к условиям новой группы. Формирование интереса к труду сотрудников детского сада, о детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. Оценка индивидуального развития детей

Листы адаптации

Педагогическая диагностика

2

10.09 – 14.09

«Краски осени»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях осенью

Выставка рисунков «Осень»

3

17.09 – 21.09

«Осень золотая»

Формирование представлений детей о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями осенью

Развлечение «Сказки осеннего леса»

4

24.09 – 28.09

«Мой дом, мой город!»

Расширение представлений детей о доме, о городе Смоленске, его истории, интерес к прошлому и настоящему. Развитие творческих способностей детей

Развлечение «Мой любимый город Смоленск»

Октябрь

1

01.10 – 05.10

«Я в мире человек»

Расширение представлений детей о себе, своей семье. Формирование положительной самооценки, представлений о родственных отношениях в семье

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

2

08.10 – 12.10

«Человек и животный мир»

Формирование представлений детей об окружающем мире. Расширение знаний о животных и птицах, их детенышах, местах обитания

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

3

15.10 – 19.10

«Я вырасту здоровым!»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье других

Спортивное развлечение «Малыши-крепыши»

4

22.10 – 26.10

«Человек и мир вещей»

Формирование представлений детей   об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Выставка детских работ «Что нас окружает?»

Ноябрь

1

29.10 – 02.11

«День народного единства»

Формирование и расширение знаний детей о стране, государственных праздниках. Воспитание положительных чувств по отношению друг к другу, любви и уважения к другим народам

Выставка детских работ «Флаг России»

2

06.11 – 09.11

«Осенние мотивы»

Расширение представлений детей об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального)

Литературный досуг «Осень»

3

12.11 – 16.11

«Книжкина неделя»

Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания текстов различных жанров детской литературы. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Викторина «Любимые сказки»

4

19.11 – 23.11

«День матери»

Развитие у детей социальных представлений о семейных отношениях, традициях, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Развлечение «Мамины помощники»

5

26.11 – 30.11

«Безопасность окружающего мира»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Формирование и развитие представлений детей об основах безопасного поведения в быту, социуме, природе

Беседа «Будь осторожен!»

Декабрь

1

03.12 – 07.12

«Здравствуй, зимушка, зима!»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях зимой, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями зимой. Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения людей зимой

Дидактическая игра «Приметы Зимы»

2

10.12 – 14.12

«Права детей»

Формирование и расширение правовых знаний детей, знаний своих обязанностей

Досуг «Права детей»

3

17.12 – 21.12

«Чудеса под Новый год»

Формирование и развитие представлений детей о празднике - Новый год; расширение представлений о традиционных народных праздниках

Выставка рисунков «Елочка красавица»

4

24.12 – 29.12

«Зимние забавы»

Формирование и развитие представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, об играх зимой

Новогодний утренник

Январь

1

09.01 – 18.01

«Юные исследователи»

Формирование и расширение представлений детей об познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

2

21.01 – 25.01

«Музыкальный калейдоскоп»

Формирование и расширение знаний детей о музыке (музыкальные инструменты, великие композиторы, музыкальные произведения и т.д.)

Досуг «Шумовой оркестр»

3

28.01 – 01.02

«Мастера и мастерицы»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие творческих способностей детей (коммуникативная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, художественно-эстетическая деятельность)

Занимательное конструирование «Мы строители»

Февраль

1

04.02 – 08.02

«Веселые старты»

Формирование начальных представлений детей о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Спортивное развлечение «Веселые старты»

2

11.02 – 15.02

«Неделя родного языка»

Формирование интереса к детской литературе, развитие речи как средства общения и культуры, развитие речевого творчества детей

Литературный досуг «Русские народные сказки»

3

18.02 – 22.02

«День защитника Отечества»

Формирование представлений детей о мужчине, как о защитнике, о Российской армии, ее значении

Выставка военной техники. Дидактическая игра «Защитники Отечества»

4

26.02 – 01.03

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

Формирование представлений детей о различных профессиях, их значимости; о том, где работают родители, как важен для общества их труд

Беседа «Все профессии важны»

Март

1

04.03 – 07.03

«Праздник

8 Марта. Народные традиции»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - Международный женский день; воспитание уважения, любви к женщинам, желание помогать им и заботиться о них. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Масленица

Утренник

2

11.03 – 15.03

 «Театральная неделя»

Формирование представлений детей о театре. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Настольный театр «Колобок»

3

18.03 – 22.03

«Наша планета Земля»

Формирование представлений детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Беседа «Все дети на планете»

4

25.03 – 29.03

«Народная культура, художественные промыслы и ремесла»

Расширение представлений детей о народной игрушке. Знакомство с устным народным творчеством, с народными художественными промыслами и ремеслами

Экскурсия в музей детского сада «Русский быт»

Апрель

1

01.04 – 05.04

«Путешествие в страну здоровья»

Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек)

Беседа «Советы доктора Неболейки»

2

08.04 – 12.04

«День космонавтики»

Формирование и расширение представлений детей о космосе, жизни космонавтов на космической станции, их труде

Коллективная работа «Загадочный космос»

3

15.04 – 19.04

«Удивительные места нашей планеты»

Формирование и расширение представлений детей о видовом разнообразии растительного и животного мира разных климатических зон.

Оценка индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика

4

22.04 – 26.04

«Неделя искусства»

Развитие творческих способностей у детей. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусств в их жанровом многообразии. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Пасха

Музыкальный досуг «Мы любим петь и танцевать»

5

29.04 – 30.04

«Праздник Весны»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях весной, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями весной, труде взрослых

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Май

1

06.05 – 08.05

«День Победы»

Формирование и расширение представлений детей о празднике - День Победы; воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников

Коллективная работа «Праздничный салют»

2

13.05 – 17.05

«Моя семья»

Формирование и расширение представлений детей о своей семье, нормах и правилах поведения в семье; воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, заботливого отношения к ним

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

3

20.05 – 24.05

«Сказки»

Формирование и расширение представлений детей о народных традициях, о «добре» и «зле». Развитие воображения и творческой активности

Инсценировка русской народной  сказки «Кот, петух и лиса»

4

27.05 – 31.05

«На пороге лета»

Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях летом, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями летом

Выставка рисунков «Солнышко лета»

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая        предметно-пространственная        среда        обеспечивает        реализацию

различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих

принципах:

  1. Насыщенность;

  1. Трансформируемость;
  2. Полифункциональность;
  1. Вариативной;
  2. Доступность;
  3. Безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Для обеспечения оптимального двигательного режима в группе имеется физкультурный уголок, который оснащен спортивным оборудованием для самостоятельных занятий. В уголке имеются: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, городки, кегли, кольцебросы; канат, веревочки, ленты, мешочки с песком; предметы-заместители; «дорожки здоровья», тренажеры для профилактики плоскостопия, шапочки для подвижных игр и другое.

Для использования физкультурного оборудования, имеющегося в данном уголке, детям предлагаются наглядные иллюстрации, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь при организации самостоятельной двигательной активности. Уголок здоровья оснащен самодельными тренажерами для коррекции зрения и дыхания, валеологическими играми из серии «Здоровый малыш», познавательными играми – лото, сделана подборка художественной литературы по теме.

Для формирования преставлений о влиянии окружающей среды на здоровье детей, в группе имеется уголок экспериментирования, позволяющий детям самостоятельно проводить элементарные опыты: песок, глина, камни, ракушки, стаканчики и баночки разного размера, мелкие игрушки из разного материала и т.д.

Для организации закаливающих мероприятий имеются индивидуальные стаканчики для полоскания рта, массажные коврики для ходьбы, термометр для определения температуры воздуха.

3.6. Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика сформированности культуры здорового образа жизни у дошкольников

Цель: выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Критерии:

  1. Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним Выявления знаний названий частей тела.
  2. Сформированность культурно – гигиенических навыков и умений

Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

  1. Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах

ЗОЖ

Выявления навыков, способствующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью

Критерии

Показатели

Диагностический

Методы

Сроки

инструментарий

обследования

Формирование

1.Сформированность

Методика

Наблюдение за

2 раза в год-

ценностей

культурно –

«Формирование

детьми при

сентябрь,

здорового образа

гигиенических

представлений о

выполнении

апрель

жизни

навыков и умений

здоровом образе

режимных

2.Сформированность

жизни у

процессов;

представлений о

дошкольников»

дидактической

своем теле, правилах

И.М. Новикова

игры «Валеология»

ухода за ним

или здоровый

3.Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

Описание уровней:

Низкий уровень

Дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены. Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности.

Средний уровень

Дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены.

Высокий уровень

Дети называют и показывают части тела. Самостоятельно пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних случаях. Умеют пользоваться ложкой, вилкой, аккуратны при приеме пищи. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе.

№ п/п

Ф.И.

Сформированность

Сформированность

Сформированность

Итоговый

ребенка

культурно –

представлений о

представлений о

показатель

гигиенических

своем теле,

полезных и

по каждому

навыков и умений.

правилах ухода за

вредных

ним.

привычках,

факторах ЗОЖ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1.

Итоговый

показатель

по группе

Оценка производится по трехбалльной шкале, где: 3 балла – высокий уровень 2 балла – средний уровень 1 балл – низкий уровень

40

  1. Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.

  • №17.

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

– М.; Сфера, 2008.

  1. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1.

  1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова.  - М.: АПКиПРО,

2003.

  1. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

10. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.

11. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.

41

Приложение 1

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Уважаемые Родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты

1 Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

2 Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?

а) знаю

б) не знаю

в) не интересуюсь

3 На что, на Ваш взгляд, нужно обратить внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

а) благоприятная психологическая атмосфера

б) достаточное пребывание на свежем воздухе

в) закаливающие мероприятия

г) здоровая гигиеническая среда

д) наличие спортивных площадок возле дома

е) полноценный сон

ж) рациональное, калорийное питание

з) соблюдение режима

  1. Кто-нибудь из членов Вашей семьи занимается физкультурой и спортом? а) постоянно б) часто в) очень редко

г) не занимаются

  1. Считаете ли Вы свое питание полноценным и рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

6 Как Вы с детьми проводите досуг?

а) у бабушки

б) гуляем во дворе

в) смотрим телевизор

8 Как Вы думаете, что такое здоровый образ жизни?

7 Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств массовой информации

в) из беседы с

г) в детском саду

8 Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? Если прививаете, то каким образом?

9 Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2017-2018 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ...

Индивидуальный план профессионального развития Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132 города Ростова-на-Дону»

Индивидуальный план профессионального развитияВоспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 132 города Ростова-на-Дону»...

«План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет воспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на

laquo;План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 летвоспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образо...