Материал по теме "Свойства и качества материалов" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бургутова Надежда Николаевна

Уважаемые родители!

 

Детей с самого рождения окружают многопредметов, совершенно разных по своей структуре и своим качествам: мягкие, твердые, пушистые, гладкие, шершавые, упругие, тяжелые, легкие.

Предложенный материал поможет детям уточнить имеющиеся знания о предметном мире, уточнить и закрепить назначение некоторых предметов, название материалов, из которых они сделаны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бумага, ее качества и свойства

Материал: Бумага, ножницы, емкости с водой.

 Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть бумагу, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

                         

Древесина, ее качества и свойства.

Материал: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски.

Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребёнка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется).

                                   

Ткань, ее качества и свойства.

Материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.

Взрослый предлагает ребёнку выбрать кусок ткани понравившегося цвета, определить качества и свойства ткани. Ребёнок мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага).

                                 

Стекло, его качества и свойства.

Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода.

Взрослый вместе с ребёнком наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие).

                                     

Металл, его качества и свойства.

Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Взрослый показывает ребёнку несколько предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гирьки). Путем ощупывания ребёнок определяет особенности формы, структуру поверхности; рассматривает разные предметы и выделяют характерный металлический блеск. Взрослый предлагает опустить гайки в воду (они тонут); положить на солнечное место — нагреваются (теплопроводность), притягиваются магнитом.

                                 

Резина, его качества и свойства.

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

Ребёнок рассматривает резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Взрослый предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей).

                               

Пластмасса, его качества и свойства.

Материал: Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала.

Взрослый предлагает ребёнку наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3—4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий — ломается.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Сценарий праздника ко Дню Матери! Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание: 1.     Вход  «Аве Мария» шоу - Голос2.     Слова и стихи ведущей3.     Какая моя мама?4....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Музыкально – игровая программа ко Дню защиты детей «Лето, солнце, дружба – вот что детям нужно!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям дошкольников для организации и проведения мероприятия на свежем во...

Проект «Мусор в дело! Или вторая жизнь бросового материала» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей.

Проект «Мусор в дело! Или вторая жизнь бросового материала» для детей среднего и старшего  дошкольного возраста и их родителей....

Буклет«Развитие духовно-нравственных качеств у детей младшего и старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы....