Домашнее задание для детей не посещающих детский сад по причине карантина. Лексическая тема "ПАСХА"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Килина Екатерина Константиновна

Лексическая тема "ПАСХА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_pasha.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Светлая Пасха»

Логопедические домашние задания по формированию

лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания на тему «Пасха», материал

построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий

при ежедневном выполнении.

С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 20-25 минут в день.

С детьми 5-7 лет занятия длятся 25-30 минут.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Объяснить лексическое значение слов "благовест", "кулич", "пасха",

"заутреня", "писанка", «крашенка или крашанка», «крапанка», «драпанка».

Также, если в рассказах и стихотворениях встречаются незнакомые слова,

необходимо ребенку растолковывать их значение.

Для детей 4-7 лет

1. Расскажите ребенку о том, что за праздник Пасха и почему его празднуют.

2. Расскажите о народных традициях празднования праздника.

Послушай рассказ: "Дорого яичко ко Христову дню"

Пасха Христова - сама Благодать жизни, веселье душевное, Воскресшему

Господу слава! В старину на Руси перед Пасхой хозяева мели дворы и

убирались в доме, ходили в баню, закупали на рынке провизию, пекли

куличи, делали творожные пасхи, красили яйца в луковой шелухе.

В витринах московских лавок кружились маленькие карусели с расписными

пасхальными яичками - ребятне на радость. Булочные по всей Москве

принимали заказы "на куличи, пасхи и греческие бабы". Старые москвичи в

Замоскворечье пекли куличи дома: для гостей, для слуг, для бедных

родственников. На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок,

жарили телятину. По традиции крашеные яйца укладывали на

деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы,

перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.

В ночь Великой Субботы повсюду на Руси к храмам спешили

православные люди: через поля, через луга, через леса, по

тропинкам и дорогам. Задолго до службы собирались вокруг

церквей в ожидании крестного хода...И вот первый благовест большого

колокола… Всколыхнулась толпа, зажглись в руках свечи, духовенство в

светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами вышло из храма, и голос

хора возвестил радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе,

ангелы поют на небеси!".

Утро Пасхи - перезвон колокольный по всей Москве! Во времена царя

Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до

37 тысяч яиц! Раздавали куриные и лебединые, гусиные, голубиные,

утиные, даже деревянные и костяные, резные и расписные.

В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговин. Плох был тот

хозяин, который не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными

яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных

блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в

гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол

разговляться, потом отдыхали. Всю Светлую седмицу священники

служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях

трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем,

никому отказа не было.

По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по

богодельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным

разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы

должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта

кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

Расскажите ребенку о том, что такое христосование.

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и

взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга.

Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали

первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе!".

Расскажите о традиции красить на пасху яйца.

(Объясните, почему принято так делать).

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди

разноцветных яиц обязательно должны быть ярко-красные. Почему?

История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа

ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду

возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее

победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес cам и воскресит каждого, кто

поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому

императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без

подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо.

Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни:

в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час

вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также

вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: "Это

также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!" И не

успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало

совершенно красным. С тех пор в память об этом событии,

символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Упражнение "Посчитай до 10"

(на согласование числительных с существительными)

Одно яйцо, два яйца, три яйца, ...

Один кулич, два кулича, три кулича, ...

Одна пасха, две пасхи, три пасхи, ...

Упражнение "Назови ласково"

(на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов)

Яйцо - яичко, кулич - куличик, верба - вербочка, свеча – свечка, колокол…

Упражнение "Один - много"

(на употребление существительных в родительном падеже мн. числа)

Одно яйцо - много яиц, одна пасха - много пасх, одна свеча - много свечей

(свеч), один кулич - много куличей, одна верба - много…, один колокол –

много…, один кролик- много…

Расскажите о пасхальных играх на Руси.

1) Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц.

Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный

"каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором

раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры.

Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо.

Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

2) Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире

или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные

или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было

отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды",

и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в

отведенное для этого время.

3)Дети любили и "чокаться" яйцами друг с другом, ударяя тупым или

острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника.

Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

«Отгадай загадки»

 Знают все, на Пасху мы,

Светить ходим куличи.

А еще красим его,

Символ Пасхи ведь... (ЯЙЦО)

 В этот день порядок в доме,

 Дружно весь народ наводит,

 Убирают и стирают,

 Все от хлама очищают!

 Ванну принимают с пеной,

 Что за день такой в недели? (ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ)

Жѐлтый, красный, голубой,

Выбирай себе любой,

Открывай скорее краску,

Будем яйца красить в ... (ПАСХУ)

 Изюмчатые, пышные,

 С глазурью белоснежной,

 Они не будут лишние,

 Съедят их безмятежно.

 Они бывают в праздник,

 От радости кричи,

 Вкуснейшие, прекрасные,

 Чудо -…(КУЛИЧИ)

Ознакомление с художественной литературой.

а) Прочитать ребенку детскую Библию.

б) Прочитать отрывок из произведения И. Бунина "Жизнь Арсеньева"

(детям 7 лет)

в) Познакомить с пасхальными стихами:

Я. Полонский "Пасхальные вести"

А. Майков "Христос Воскрес!"

К. Бальмонт "Вербы"

С. Есенин "Пасхальный благовест"

Выучи стихотворение:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Развитие словаря:

Крашенка или крашанка — одноцветное пасхальное яйцо.

Писанка - самое сложное в изготовлении и самое красивое пасхальное яйцо.

Расписывали яйцо узорами.

Крапанка -в изготовлении крапанка сложнее крашенки, но проще писанки.

Яйцо окрашивают в определенный цвет, после того как оно остынет, на него

капают воском и еще раз окрашивают. После воск аккуратно соскребают,

и яйцо становится необыкновенно пятнистым.

Драпанка — то есть процарапанное крашеное яйцо можно изготовить

только из яиц с прочной коричневой скорлупой. Сначала яйцо

окрашивается в темный насыщенный цвет, потом иглой или острием ножа

на нем процарапывается узор: чем тоньше узор, тем наряднее выглядит

драпанка.

Чтобы пасхальное яйцо ярче блестело, его после покраски протирают

тряпицей, пропитанной подсолнечным маслом

Развитие мелкой моторики.

1) Предложить ребенку нарисовать рисунок на тему "Пасха".

2) Изготовление "писанки".

Чтобы расписать "писанку", необходимо отобрать хорошие белые яйца с

шероховатой скорлупой. Гладкая поверхность плохо красится. Для

работы понадобятся: краски (гуашь), хорошие кисти №№ 1,2,3,

спичечный коробок, клей ПВА.

 Сначала яйцо моют в теплой воде с питьевой содой, снимают грязь

и на пару минут опускают в воду, в которую добавлено 2-3

столовых ложки уксуса. Потом яйца просушивают.

Роспись выполняется в следующем порядке:

1. Сваренное яйцо необходимо положить в открытый спичечный

коробок - так будет удобнее красить.

2. Затем красками наносится узор. Он должен просохнуть.

3. Раскрашенное яичко нужно покрыть клеем ПВА, размешанным с водой.

4. Если яйцу предстоит стать сувениром, то его не варят, раскрашивают

сырам, а после раскраски выдувают из него белок и желток. Для этого в

скорлупе потребуется сделать два отверстия с помощью тонкого сверла

или шила. Для выдувания белка и желтка можно использовать старый

шприц.

5. В конце работы через отверстия можно продеть цветную нитку для

вязания, вверху сделать петлю, а внизу - завязать нитку бантиком. Сувенир

для подарка готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по лексической теме "Насекомые"

В данной работе предоставлены задание на формирование лексико-грамматической категории речи по заданной теме....

Домашнее задание для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по лексической теме "Полевые и садовые цветы"

В данной работе предоставлены задание на формирование лексико-грамматической категории речи по заданной теме....

Домашнее задание для детей 6-7 лет по лексической теме "Детский сад. Игрушки".

Игры на развитие зрительного внимания, мелкой моторики и лексико-грамматического строя....