Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.
статья (подготовительная группа)

Виктория Александровна Гончарова

Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника. В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: - нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. - патриотическое воспитание – подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность). Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей малой Родине – городу Саратову, к своей стране - России. Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе по нравственно – патриотическому воспитанию я использую разнообразные игры: дидактические, малоподвижные и подвижные. Но основой всех игр, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника является народная подвижная игра. В любой игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный и социальный опыт; в игре каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих собственных желаний и согласовывать свои замыслы и идеи с другими участниками игры, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать разнообразные игровые трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные силы и результаты, а так же силы и результаты товарищей по игре. Народные игры наиболее доступны и являются неотъемлемой частью социального и нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В этих играх отражается образ жизни людей, их труд и быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. Радость движения сочетается с нравственно-духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственно-патриотическую основу, учат дошкольника обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора и уточняют представления об окружающем мире. В конце игры обязательно следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость и ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонично развитой и активной личности, сочетающей в себе нравственно – патриотическое и духовное богатство, а так же моральное и физическое совершенство. Перед самой игрой воспитатель обязательно должен рассказать об изначальной культуре и быте того или иного народа, все зависит от того, игру какой народности использует педагог. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение и познавательная активность. Но за последние годы в нашем обществе произошли значительные изменения в экономике и политике, повлекшие за собой ряд негативных явлений, одним из которых является некоторое разрушение традиционно хороших отношений между народами, населяющими нашу страну, ухудшение межнациональных отношений. И здесь на помощь приходит подвижная народная игра, как одно из средств социально – нравственного воспитания детей. Ребенок, не разбирается в политических или социально экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, а сверстники это дети разных национальностей. Именно поэтому нравственно – патриотическое воспитание детей нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, его источник радостных эмоций обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры по своей сути являются традиционным средством педагогики. На протяжении многих веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, воспитывает выносливость, быстроту и красоту движений, проявление воли и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственно-патриотических чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер. Так, например я провожу занятия, построенные на народной игре или играх-эстафетах с использованием народного компонента. Мой опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят им яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений и коммуникативность. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, режимной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха. Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. Я придаю большое значение игре, так как считаю, что она является отражением жизни. В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке очень много настоящего. Действия всех играющих достаточно реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущей жизни. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности, любая игра развивает чувство коллективизма и товарищества. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственно-патриотических основ личности ребенка. Одно из ведущих мест в подвижной игре я считаю слова. Они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочно и точно выполнять правила. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия. Но очень мало подвижных игр имеют рифмованные слова - зачины. Познакомить детей с культурным наследием народностей нашего края, почувствовать себя причастным к его истории поможет детям подвижная народная игра, народный фольклор. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения. Не менее важной формой работы в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольника являются досуги, развлечения, праздники и другие мероприятия. Такие как: «Праздник Осень», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Мамин день», «23 февраля – День защитника Отечества», «8 Марта – Международный женский день», «День здоровья», «День смеха», «Рождественские вечера», «Пасха», «Колядки», «9 Мая» и т.д. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Ребята моей группы очень эмоциональны и впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению в разных ситуациях и в любой обстановке. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе воспитателей с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственно-патриотического поведения. Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой - игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др. Хочу закончить словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются с моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, папа, дочка и сын, родной язык, родной город, в котором живешь… Научись это любить!”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.

В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание.Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственн...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...