Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Галина Юрьевна Гродская

 Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

 Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dlya_rodit_-_kopiya.pdf352.91 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 «Фонематический слух - основа правильной речи»

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех.

 Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

 Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

 Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

 Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки  речи.

 Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…

 Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

 Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

 Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки.

 Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

 Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру.

 Давай поиграем!

 Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

 Игры на развитие фонематического слуха.

1.Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданныйзвук.

Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э…  Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

2.Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности.

Попросите ребёнка повторить за вами звуки:

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ…

АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3.Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

4.Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон.

Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

5. Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…

Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

6. Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

7. Отвечай, не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком.

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..);

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

8. Собери слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

9. Разбери слово.

Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

 Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"

Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....