«Психологическая готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Голобородько Татьяна Викторовна

Что значит для ребёнка психологически быть готовым к школе?     

В психологическую готовность входят следующие компоненты:

  1. Мотивация к обучению (мотивационная готовность)

У ребёнка должно быть желание не просто пойти в школу, но и учиться, узнать новое. Другими словами – это стремление к познанию. Опросы детей подготовительных групп показывают, что поступить в школу хотят почти все дети, а вот обоснование этого желания они дают различное. Некоторые дети хотят пойти в школу, т.к. сверстники тоже туда пойдут. Некоторые хотят получать хорошие отметки. Следует обратить внимание, что здесь главное, чтобы ребёнок осознал важность учёбы; что он хочет хорошо учиться, чтобы узнать много нового. Поэтому спросите своих детей: «Зачем ты хочешь пойти в школу?». Но если случится, что ребёнок проявляет в основном интерес к внешней стороне учёбы, то есть, например, к школьным принадлежностям, то не огорчайтесь, этот интерес недолог, через 3-4 месяца у многих детей он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям.

  1. Готовность познавательной сферы (интеллектуальная готовность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области»

    Назад 

«Психологическая готовность ребёнка к школе»

Подготовила

педагог-психолог

Голобородько Т.В.

Что значит для ребёнка психологически быть готовым к школе?      

В психологическую готовность входят следующие компоненты:

  1. Мотивация к обучению (мотивационная готовность)

У ребёнка должно быть желание не просто пойти в школу, но и учиться, узнать новое. Другими словами – это стремление к познанию. Опросы детей подготовительных групп показывают, что поступить в школу хотят почти все дети, а вот обоснование этого желания они дают различное. Некоторые дети хотят пойти в школу, т.к. сверстники тоже туда пойдут. Некоторые хотят получать хорошие отметки. Следует обратить внимание, что здесь главное, чтобы ребёнок осознал важность учёбы; что он хочет хорошо учиться, чтобы узнать много нового. Поэтому спросите своих детей: «Зачем ты хочешь пойти в школу?». Но если случится, что ребёнок проявляет в основном интерес к внешней стороне учёбы, то есть, например, к школьным принадлежностям, то не огорчайтесь, этот интерес недолог, через 3-4 месяца у многих детей он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям.

  1. Готовность познавательной сферы (интеллектуальная готовность)

У детей в этом возрасте должен быть хороший уровень развития произвольных психических процессов: устойчивое внимание, хорошая память, восприятие, мышление. Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, уметь сравнивать предметы, устанавливать логические связи (например, цветы завяли, потому что …; стало холодно, потому что…). Все психические процессы должны быть произвольными, т.к. ребёнок должен запоминать порой не очень интересный, но нужный для него учебный материал, достаточно большой и трудный. Ребёнку необходимо будет длительное время (25-30 минут) сосредоточивать своё внимание на материале, уметь не только слушать учителя, но и слышать, о чём ему говорят. На мой вопрос: «Что значит быть внимательным?» дети обычно отвечают так: «Это значит тихо сидеть, не вертеться, не толкать соседа» и др. Практически никто из детей не дал правильный ответ.

Особое внимание хочется обратить на развитие произвольной сферы. Что это такое? Это умение управлять своим поведением, т.е. сознательно выполнять требования учителя, доводить до конца нужную работу, даже ту, которая не привлекает ребёнка. Бывает так, что ребёнок очень хорошо интеллектуально развит, а работать на занятии (уроке) не может: ведёт себя шумно, вертится по сторонам, мешает педагогу, отвлекает других детей. У такого ребёнка произвольное внимание очень плохое, а это будет сказываться и на школьных делах.

У детей должен быть достаточно хороший уровень зрительно-моторной координации. Что это такое? Это умение в процессе учебной деятельности одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что ребёнок в данный момент рассматривает. Поэтому важно, чтобы дети могли согласовывать действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им даёт глаз.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребёнка. В этом все мы не единожды имели возможность убедиться на собственном опыте: если ребёнок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести материал (буквы и их элементы, цифры, линии ...), то он значительно успешнее овладеет учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет вам такой ребёнок.

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей к концу старшего дошкольного возраста. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.

Важное значение для обучения ребёнка в школе имеет развитие тонкой моторики руки. Для определения уровня развития тонкой моторики детей предложите им такое задание – рисование узоров под диктовку. Возьмите лист бумаги в клетку и диктуйте последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (например: одна клетка вверх, одна вправо, одна клетка вниз…). Посмотрите, выполнил ли ваш ребёнок указания, справился ли с заданием. Или предложите другое задание, например, работа ребёнка по образцу. Дайте ребёнку рассмотреть простой рисунок, а затем его нарисовать у себя на листе бумаги. Большинство детей справляются с такими заданиями. Но существуют также дети, у которых недостаточно развиты навыки тонкой моторики. Чтобы их развить, необходимо выяснить причины данной проблемы. Они могут быть различными. Одни дети не способны увидеть, воспринять образец, что связано с определёнными дефектами восприятия (неразличение деталей предмета, неспособность выделить его части из целого и пр.).

Что делать в этом случае? Для начала необходимо ребёнка учить подробно описывать то, что он видит, то есть образец, и анализировать с ним детали изображения. Особое внимание следует уделять ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребёнок сумел правильно воспринять образец, приступайте к графическому воспроизведению.

Особое внимание хочется обратить на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка родителей. Многие родители считают, что главное условие готовности детей к школе – это объём знаний, которые должен иметь ребёнок. Здесь усилия родителей не знают предела. Дети, плохо произносящие несколько звуков, читают стихи, не понимая их смысла, не зная значения многих слов. Другие считают почти до ста, но не понимают отношений между числами. Третьи выучили все буквы, а не знают, на какой улице они живут; рассказывают содержание взрослого фильма, а составить элементарный рассказ по картинкам, установить связь последовательных событий не могут. Такие дети приходят в школу читающими, считающими, а проходит полгода – и их обгоняют те, кто не умел ни считать, ни писать. Поэтому важен не столько объём знаний, который имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, понимание их необходимости в жизни, чёткость представлений.

3)        Личностная готовность

Личностная готовность охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений ребёнка:

  • отношения с окружающими: важнейшим компонентом в них является произвольность, которая представляет собой способность действовать в соответствии с сознательной целью, понимать условность учебных ситуаций, принять взрослого в новом качестве – в качестве учителя;
  • взаимоотношения со сверстниками: они характеризуются появлением

«кооперативно-соревновательного» типа общения, который начинает формироваться ещё в игре, особенно с правилами;

  • отношение ребёнка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка начинает происходить смена завышенной (в норме) самооценки более адекватной оценкой собственных возможностей. Это один из важнейших показателей готовности к школьному обучению и новому образу жизни.

В каждой группе детского сада есть эмоционально чувствительные дети, тревожные и робкие. У некоторых тревожность распространяется и на педагогов (воспитателей), в дальнейшем может распространиться и на учителя. Такие дети боятся учителей, боятся отвечать на вопросы. У таких детей может тяжело проходить адаптация. С чем это связано?

Обычно эти страхи и тревожность связаны со следующим. В семье есть старшие дети школьники, у которых учёба связана чаще всего, с трудностями; этим они и делятся с младшим ребёнком-дошкольником.

Иногда страх передаётся и от родителей. Мама в присутствии ребёнка переживает: «Боюсь, что будет, когда Коля пойдёт в школу. Он у меня такой чуткий, ранимый; а если он попадёт за одну парту с таким озорником, как наш соседский Ваня? – Он же его обижать будет!». Или родители говорят: «Ты ничего не знаешь, ничего не умеешь! Ничего: пойдёшь в школу, там тебя уму-разуму научат!».

Иногда дедушки и бабушки, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшилками» - историями из школьной жизни родителей, да и своей собственной. Такими способами сами родители формируют отрицательное отношение к школе.

Конечно, не следует «перегибать палку», но не стоит рисовать и радужные картины школьной жизни. «Настоящий школьник – это тот, у кого есть портфель, кто поднимает руку и получает отметки». В эту игру готов играть будущий первоклассник. Но ведь этого мало, чтобы впоследствии и ребёнок, и родитель не чувствовали себя обманутыми.

В связи с этим одним из важных условий будущего благополучия ребёнка является сознательное стремление к школе, настоящий интерес к учебной деятельности, т.е., как уже отмечалось, сформированность школьной мотивации.

Она включает:

  • наличие познавательных мотивов, интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  •  эмоционально благополучное отношение к школе.

        Всего Вам хорошего!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе".  Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...

"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...

Анкета для родителей по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.Определить, готов ли Ва...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Эта статья поможет понять готов ли ваш ребёнок к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....