Мастер – класс для родителей «Как играть в «кирпичики» Б.П. Никитина с детьми 3-4 лет?»
консультация (младшая группа)

Подойникова Светлана Анатольевна

Данное пособие можно использовать на любом родительском собрании в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для родителей 1015.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3 «Тополек»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Мастер – класс для родителей

«Как играть в «кирпичики» Б.П. Никитина

с детьми 3-4 лет?»

Составитель:

Подойникова Светлана Анатольевна

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ д/с № 3 "Тополек"

Геленджик

2019 год

«Вы хотите, чтобы ваши дети были

Способными и талантливыми? Тогда

Помогите им сделать первые шаги по

Ступенькам творчества, но…не

Опаздывайте и, помогая…думайте сами».

Б. П. Никитин

Добрый вечер, уважаемые родители!!!

Прежде чем начать наш мастер – класс, прошу занять места за столами всех желающих.

В своей работе по развитию логического мышления, произвольного внимания, и творческого воображения я использую «кирпичики» Б.П. Никитина.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребёнка. Методика (педагогическая технология) Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно даётся в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент – начало новой игры. Он требует от взрослых особых педагогических приёмов. Позже, когда ребёнок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно. Частью системы Никитиных являются развивающие игры.

Главное в них - творчество: ребёнок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Каждая игра – это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

1. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности,

т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

2. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).

3. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

4. Решение задачи предстаёт перед малышом не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

5. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

6. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приёмов мышления. Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под своего ребёнка, соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному». 

Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым. Они многофункциональны и учат детей получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать. Порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Используя в занятиях с ребёнком развивающие игры Б. П. Никитина, следует придерживаться определённых принципов:

1. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребёнок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, ещё не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книгах, – «Ступеньки творчества или Развивающие игры»«Развивающие игры» и др.

Предлагаю Вашему вниманию одну из развивающих игр Б.П. Никитина – это «кирпичики» (игры лежат на столе, перед родителями).

Игра «Кирпичики»

Эта игра своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное развивает пространственное мышление ребёнка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей - заданий, по которым надо строить модель.

В игре выполняется три вида заданий:

- построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям;

- сделать чертежи по построенной модели;

- сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.

Итак, как же начать играть в «кирпичики»?

С детьми 3-4 лет предлагаю следующие задания:

  1. Найди такой же кирпичик, как у меня.
  2. На что похож твой кирпичик?
  3. Возьми еще один кирпичик, что можно построить их двух кирпичиков?
  4. Давай построим стол, стул, диван. (педагог показывает)
  5. Далее строим из трех кирпичиков (кровать, самолет, ворота)
  6. Предлагаем больше кирпичиков и построить свою постройку.
  7. Знакомим со схемами, учим по ним строить.

Для того, чтобы дети научились работать со схемами, строить из кирпичиков разные постройки, мы перенесли игру в свободную деятельность. Дети могут самостоятельно брать их и создавать свои постройки. А также мы делаем постройки по какому – либо сюжету.

Давайте мы с Вами поиграем и отправимся в сказку «Три медведя».

Сказка «три медведя»

Жили - была девочка Маша. Однажды она ушла в лес и заблудилась. И пришла она к домику медведей.

Зашла она в дом, а посередине стоит большой стол.

А около стола стоят три стула. Маша села на самый маленький стул.

Он ей так понравился.

Возле окна стояла длинная скамейка. 

Потом она пошла в другую комнату, это была спальня.

Она легла на кроватку и уснула. 

Но тут вернулись медведи из лесу, увидели, что кто-то был в их доме и стали искать. Медвежонок нашел Машу в кроватке.

Маша проснулась и выбежала из дому. Она спряталась за колодцем.

Медведи ее не нашли, и Маша побежала домой. 

"Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами".

Елена Данилова из книги "Новый взгляд на игры Никитиных".

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр....

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка....

Мастер-класс для родителей «Учимся играть с детьми»

Сегодня я хотела бы поговорить о детской игре. Казалось бы, это тема достаточно изучена и педагогами, и психологами, но почему-то, растет процент детей, не желающих или не умеющих играть. Поэтому сего...

Мастер-класс для родителей «Учимся играть с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей....

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цели:повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;дать рекомендации к пров...

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Дружинкина Лариса ВладимировнаЗанимаемая должность: воспитатель  Мастер-класс для родителейна тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного во...

Мастер-класс для родителей "Совместные игры с детьми"

Задачи:- показать родителям значение совместных игр для развития ребёнка;    - рассмотреть правила организации игровой деятельности;- обсудить вопрос об организации игровой ср...