Консультация для родителей "Культура речевого общения"
консультация (подготовительная группа)

Трембач Ирина Владимировна

Консультация для родителей "Культура речевого общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats_no2.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речевого общения

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение?

Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть небольшой, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим»

             

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.

Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети.

Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к

собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова: «пожалуйста», «извините», «доброе утро», могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно, или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их

произносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому –торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный.

А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.

Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kultura-rechevogo-obschenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Подготовила: воспитатель Трембач И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о роли речевого общения

Поступив в первый класс ребёнок уже обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками, но очень остро стоит вопрос о том, что развитие речи у детей не достаточно и в особенности развитие речевого обще...

Консультация "Речь и речевое общение"

Использование игр для развития речи детей....

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность – основа нравственно-эстетического и речевого общения детей".

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогае...

Консультация "Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста"

Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, об...

Консультация для педагогов "Речевое общение дошкольников в игре"

В статье рассказывается об обучении диалогическому общению дошкольников в форме разнообразных видов игр и видов деятельности....

Консультация "Обучение дошкольников речевому общению"

Дошкольный возраст — самый подходящий период не только для развития всех сторон речи детей, но и для формирования умения общаться со сверстниками и взрослыми. В настоящее  время у боль...