«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
методическая разработка

Трембач Ирина Владимировна

«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogoy_rechiaktualnost_na_starshiy_vozrast.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»

Воспитатель: Трембач Ирина Владимировна

Речь является одной из основных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Диалог – это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, связанная с речью собеседника в содержательном и структурном отношении.

        Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

 Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре.  Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В  настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.                      

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.  

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.   Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
           Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать 
персонажам 

Актуальность

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Использование различных видов творчества, театральной игры  для  развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому тема «Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности» считаю актуальной.

Цель: создать условия для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

Задачи для педагога:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО.
  2. Оформить в группе уголок «Развитие речи и театрализация»
  3. Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме самообразования выступление на педагогическом совете по теме самообразования
  4. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме самообразования
  5. Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
  6. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.
  7. Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Задачи для детей:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую  и монологическую речь.
  • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с  персонажами игрушками.

Практическая значимость.

   Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты:

Дети.

Знакомятся с художественной литературой, учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, используют средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере    возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.  Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

                                             

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц

Тема

Цель

Материал

1.

Сентябрь

1.Что такое театр?  

2.Главные волшебники театра: актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)

3.Волшебники театра: гример, портной    (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)

4. Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал.

Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

Продолжить знакомство с миром театральных профессий, познакомить с профессиями гримера и портного, показать мастер-класс, организовать мини-мастерские по созданию театрального грима и театрального костюма.

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Фотографии с различными видами зданий театра.

О.В. Щеткин, стр.13

Театральные костюмы для актеров.

Заготовки с изображением лица (для гримировки), цветная бумага, карандаши, клей.

А.В. Щеткин, стр. 14-15

2.

Октябрь

1.Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».

2.Мимика. Игра «Подбери маску»

3.Жесты. Этюды на выразительность жеста: « Ох, ох, что за гром?» (Сорокина, стр.47), «Самолеты загудели»( стр.47), «Чешу, чешу волосыньки»( стр.47)

4.Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».

Развивать эмоциональный мир ребенка, активизировать умения чувствовать настроение, сопереживать персонажам, показать необходимость выразительности речи для создания образа персонажа и выражения его характера на сцене.

Продолжить развитие эмоционального мира ребенка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния, определять их по пиктограммам - «маскам».

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов; развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Учить детей, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, занятия.

Материалы для игр.

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний сказочных животных, набор пиктограмм «масок» с идентичными эмоциями.

Материалы для игр.

3.

Ноябрь

1.Выражение основных эмоций: этюды «тили-тили, тили-бом» ( стр.49), «баю, баю, бай»(стр.49), «Девица, девица» (стр.50), «Девочки и мальчики»(стр.50).

2.Сопоставление различных эмоций. Этюды: «На улице две курицы» (стр.51), «Скачет галка»  (стр.51).

3.Воспроизведение отдельных черт характера. Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла», «Ехал пан» (стр.51-52)

4.Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Развивать социально-нравственные качества, учить быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

Материалы для игр.

4.

Декабрь

  1. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»
  1. Импровизация русской народной сказки «Репка»
  2. Репетиция пьесы «Репка»
  1. Играем пьесу «Репка»

Развивать речь детей, познакомить их со стихотворным текстом сказки «Репка»

Прививать детям любовь к поэтическому слову

Продолжать заучивание текста пьесы «Репка»

Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, продолжать заучивание текста пьесы «Репка»

А.В. Щеткин, стр. 17

А.В. Щеткин, стр. 18

А.В. Щеткин, стр. 20

А.В. Щеткин, стр. 21

5.

Январь

  1. Игра «Дедушка Молчок».
  1.  «Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.
  1. Репетиция сказки «Репка»
  1. Репетиция сказки «Репка»

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас.

Развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать диапазон и силу звучания голоса, внимание наблюдательность, память детей. Работать над дыханием и артикуляцией

Развивать речевое дыхание, учить говорить скороговорки, закреплять текст пьесы.

Материалы для игр.А.В. Щеткин, стр. 28

Настольный театр с изображением персонажей сказки, заместители( кружочки разной величины).

Карточки с изображением персонажей сказки, заместители (кружочки разной величины).

А.В. Щеткин, стр. 33

А.В. Щеткин, стр. 36

6.

Февраль

1.Театральная игра «Ходим кругом».

2. «Теремок». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.

3. «Колобок», обыгрывание сказки, составление наглядной модели.

4. Чтение пьесы Л. Поляк «Теремок»

Учить детей снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.

Закрепить умение использовать заместители и умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету).

Развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей.

А.В. Щеткин, стр. 42

А.В. Щеткин, стр. 47

7.

Март

1.«Ступеньки доброты»,игра «Ступеньки доброты».

2. Репетиция

пьесы Л. Поляк «Теремок»  

3. «Зимовье зверей», «разыгрывание сказки с кружками; игра «ступеньки доброты».

4.Репетиция спектакля  Л. Поляк «Теремок»

Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности.

Продолжать учить подбирать заместители по заданному признаку(цвету) и передавать свое отношение к поступкам героев.

Учить подбирать заместители по заданным признакам(величине и цвету), продолжать учить передавать свое отношение к поступкам героев.

Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, внимание детей.

Изображение героев сказок «Колобок», «Заюшкина избушка»; панно с изображением лестницы (демонстрационное и на каждого ребенка); кружки-заместители( на каждого ребенка).

А.В. Щеткин стр. 50

А.В. Щеткин стр. 53

8.

9.

Апрель

Май

1.Сочиняем сказки.

2.Репетиция спектакля «Теремок»

3.Спектакль «Теремок»

4.Выложи сам

1-4 занятие-диагностика детей.

Закрепить умение придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.

Развивать внимание, память

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Совершенствовать элементы актерского мастерства.

Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи.

Диагностика детей с целью выявления достигнутых результатов, их анализ для последующей работы.

По 2-3 кружка разного цвета (на каждого ребенка)

Кружки разного цвета и разной величины, полоски одного цвета, но разной величины.

ЩеткинА.В.стр. 57

ЩеткинА.В.стр. 63

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»: пособие для воспитателей, педагогов и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.

2. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». Для занятий с детьми 4-5 лет /Под ред. О.Ф Горбуновой. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....