Игры, игровые упражнения для развитие мелкой моторики руки.
методическая разработка (младшая, подготовительная группа)

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

3. Игра «Силачи»

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Заплясали ручки,

Заплясали.

Ай.

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

5. Игра «Встреча»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

1. Повстречались два котенка,

2. Два щенка,

3. Два поросенка,

4. Два ягненка,

5. Два теленка.

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

указательные, большие.



Предварительный просмотр:

«Край родной навек любимый»

информационно-практико-ориентированный проект, посвящённый 80-летию Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

(интеграция нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания)

Актуальность.

        Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.         Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Срок реализации:  долгосрочный с 1 сентября по 30 октября 2011 года

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы №4, №9  и их родители, воспитатели: Шайсултанова Э.Т., Самигуллина Ф.И., Ахметзянова Р.Д., Субаева Л.Н.; воспитатели по обучению  татарскому языку: Султанова И.З.,  Катеева Г.Р.; педагог-психолог Нигматуллина Г.Р.; инструктор по физической культуре Макарова М.Р.; учителя-логопеды: Ильина А.Е.;

музыкальные руководители: Гадиева Г.М.; Ахмадиева И.И.; старший воспитатель Егорова Р.Б., заведующий Канафиева М.Р.

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:1.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

2.Развивать интерес к знакомству и изучению  истории родного города, его достопримечательности,  профессий связанных со спецификой местных условий.

3.Обеспечить единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи, участие в жизни группы детского сада.

4.На основе расширения знаний детей о родном крае воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.

5.Воспитывать уважение к людям труда, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.

6.Продолжать формировать потребность ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.

7.Воспитывать гуманное отношение ко всему живому  и закладывать основы экологической культуры личности.

 Ресурсное обеспечение: составление карты района, фотостенда достопримечательностей  города и района, изготовление макета нефтяной вышки, нефтяной качалки, макета мини-музея, иллюстрации, герб г. Азнакаево, диски со спокойной музыкой, дисковод, костюм пчелы, костюм пасечника, макет улей, мёд в сотах, бросовый материал.  

 Формы и методы работы с родителями:

- Беседа с родителями о важности данной проблемы;

- Организация выставки совместного творчества детей и родителей;

- Оформление папки - передвижки "Люби и знай свой край родной";

- Домашнее задание написать сочинение совместно с родителями "Мой папа-нефтяник", «Чатыр Тау», «С днём рождения, любимый город»,

Реализация проекта:

Проведение бесед на тему:

1. «Мой дом», «Мой любимый город»;

2. «Как хлеб пришел  к нам на стол»;

3. «Нефтяник - почетная профессия»;

4. «О труде животноводов»;

5. «О пчеловодстве»

Чтение художественной литературы:

1.К.Д.Ушинский  «Пчелки на разведках»;

2.Я.Дягутите  «Руки человека»;

3.А.Алиш «Нечкэбил»;4.В.Маяковский «Кем быть?»;

5. Пословицы, поговорки, высказывания о труде;

6.Заучивание П.Воронько «Лучше нет родного края», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»;

7. Стихи поэтов - земляков.

Проведение занятий:

1.Ознакомление с природой. Экологическое воспитание «Знакомство с легендой о горе «Чатыр тау», «Пчёлка, пчёлка дай нам мёду»;

2.Рисование «Нефтяная вышка»;

3.Лепка, пластический этюд «Пчёлка Мая»;

4.Ручной труд «Изготовление ульев»;

5.Коллективный труд - коллаж «Богатство родного края», «Профессия наших родителей».

6.Викторина «Знатоки родного края»

Совместная деятельность детей и родителей:

Организация и проведение экскурсий:

1.Экскурсия в краеведческий музей;

2.Пеший поход в осенний лес;

3.Экскурсия на ферму;

4.Экскурсия к нефтяному оборудованию;

5.Экскурсия по аллее героев, по городу и в городской парк;

6.Зкскурсия в ледовый дворец, оздоровительный центр «Дельфин»;

7.Помощь в изготовлении макетов,.

Работа в центре игровой деятельности:

Д/игры:    1.«Кому, что нужно для работы»;

                2. «Угадай профессию»;

                3. «Назови профессию»;

                4. «Кому без пчёл не обойтись»;

                5. «Экологическая цепочка»;

                6. « Что из чего сделано»;

                7. «Нефть и его продукты».

П/игры:   1. «Медведь и пчёлы»;

               2. «Пчёлы»;

               3. «Лесник»;

               4. «Пастух».

С/ролевые игры:

               1. «Мы маленькие помощники»;

               2. «Мы нефтяники»

               3. «На пасеке»

               4. «Столовая для нефтяников»

Игры со строительным материалом:

               1. «Нефтяная вышка»;

               2. «Строим новый дом».

Создание мини-музея

Интегрированное занятие в подготовительной группе    

 Тема: «Путешествие по городу»

Программное содержание: - Расширять и углублять знания детей о родном крае, о достопримечательностях нашего города; закреплять знания о гербе; вызвать интерес к истории Азнакаево.

 -На основе расширения знании об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.

 -Продолжать совершенствовать речь; развивать умение составлять рассказ из личного опыта.

 -Развивать двигательную активность; воспитывать организованность, дисциплинированность.

 Ход занятия

Вход в физкультурный зал.

Инструктор предлагает детям путешествие по карте Азнакаевского района. Совместно с инструктором дети выбирают маршрут. Дети отправляются через препятствия в лес.

(В лесу их встречает Лесовичок)

Лесовичок:      Это я - седой старик

                        Называюсь Лесовик.

                        Этот лес я сторожу,

                        За порядком здесь слежу.

 ( Дети здороваются с лесовичком)

Лесовичок:  Здравствуйте, ребятки. Зачем  пожаловали?

Дети:  Мы в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой родного края.

Лесовичок: Умеете ли вы себя вести в лесу? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить природе? (Ответы детей) 

Молодцы, ребята,  вижу, как вы любите природу, свой родной край.  

А знаете ли вы пословицы о родном крае?

(Дети читают пословицы)  

                        Тот свой край не любит, кто его природу губит.

                        Иди в родной край, там и под елкой рай.

                        И хлеб по своей стороне скучает.

                        Нет в мире краше Родины нашей.

                        Человек без Родины, что соловей без песни.

Лесовичок: Много пословиц вы знаете о родном крае. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

(Лесовик раздает детям по одному листочку, привязанный к палочке. Дети делают глубокий вдох и при выдохе дуют на листочек)

Лесовичок: Ой, какие вы молодцы. Со всеми заданиями  справились.

Инструктор: Пора прощаться с лесовичком, ребята. Давайте поблагодарим его за все. А нас впереди еще ждет много интересного.

(Ходьба по кругу. Звучит песня о родном городе)

Воспитатель: Ребята, возвращаясь из  волшебного  леса  наблюдали  за осенней природой и слушали песню. Кто скажет, о чем поётся в этой песне?

Воспитатель:  Да, в этой песне поется о нашем городе.

Воспитатель: А кто  скажет, как называют жителей, живущих в городе Азнакаево? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы  тоже с вами  азнакаевцы.

Оказывается, ребятки и у городов тоже есть возраст, как у всех людей. И у каждого города он разный. Как вы думаете, сколько лет нашему городу?

Воспитатель: Правильно, 80лет. Это очень много. Мы уже знаем, что у Азнакаевского района очень богатое прошлое и настоящее. Сегодня мы продолжим знакомство с достопримечательностями нашего района. Посмотрите, дети на карту. (Дети по карте определяют следующий маршрут - краеведческий музей. В музее детей встречает воспитатель по обучению  татарскому языку )

-Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь увидеть вас в нашем музее. Здесь   произошли некоторые изменения. Обратите внимание, что нового вы видите?

(Ответы детей)

 -Правильно. В нашем районе процветает нефтяная промышленность. Поэтому Азнакаевский район называют  краем  «черного золота».  А что такое «черное золото»?

-Эта-нефть, которая добывается в нашем районе.

-На что еще вы обратили внимание?

-На герб.

-Верно, это герб нашего Азнакаевского района. Посмотрите, какая птица там нарисована? И что он  обозначает?

-Правильно, сокол - обозначает стремление к вершинам. А какие цвета вы там видите?

-Белый цвет – символ чистоты. Зеленый цвет - это наша природа, здоровье. Красный цвет-символ труда, силы, красоты. Черный цвет-это прорывающийся фонтан нашего района , нефть. Желтый цвет - сельское хозяйство.

-Ребята, какие знаменательные места нашего города вы еще посетили?

-Музей, бассейн, парк им. Ишкаева, мечеть, аллея героев.

 А что вы видели в аллее героев?

-Там воздвигли памятники героям социалистического труда.  (Дети перечисляют фамилии героев труда района (Хасанов, Грин, Булатова и др.)

-Да, ребята, самое главное  богатство нашего района - это люди. Наш район славится своими героями труда, талантами, которые прославились не только в районе, и в республике: И.Гилязов, Н.Иксанова, М.Галиев, З.Фархутдинова, С. Миннеханов и др.

А сейчас послушайте стихотворение Г.Губайдуллиной «Азнакаем»

(Дети рассказывают стихотворение)

-Спасибо ребята. А ещё про какое знаменитое место нашего района мы не упомянули?

-Да, гора «Чатыр-тау» считается самым высоким в Татарстане и является охранной зоной.  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.  Дети  читают стихи о горе «Чатыр тау»)

На память о  музее  я хочу подарить вам эмблему нашего района. До свидания!

Воспитатель: Скажем спасибо, попрощаемся и пойдем дальше. Посмотрите на карту. Куда мы с вами сейчас пойдем?

(Дети намечают маршрут в бассейн)

Воспитатель: Да ребята, сейчас мы с вами пойдем в оздоровительный центр «Дельфин», но мы пойдем  не обычным ходом.

Инструктор: Перестроение в 2 колонны. «Чья колонна быстрее» (Эстафета спасательным кругом) Звучит музыка шум моря.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы с вами посещали оздоровительный комплекс «Дельфин». Что вы видели там?

Дети: Тренажерный зал, зал для танцев, гимнастики, аэробики, теннисную площадку, бассейн.

Логопед: А что вам больше всего запомнилось?

Дети: Вода в бассейне.

Логопед: А кто скажет, бассейн какой?

Дети: Прямоугольный, глубокий, мелкий и т.д.

Логопед: А вода в бассейне какая?

Дети: Теплая, прозрачная, приятная.

Логопед: Молодцы, ребятки. Сейчас я с вами хочу поиграть.

(Игра на дыхание с водой.)

Логопед: Спасибо, ребята, с этим заданием вы тоже отлично справились. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад (детей встречает воспитатель)

Воспитатель: Ребята, сегодня было необычное путешествие по нашему району. Что же вам запомнилось и понравилось в нашем  путешествии? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете о нашем городе, районе.

Я хочу вам предложить в память о нашем путешествии сделать эмблему нашего города. В музее вам рассказали, что означают эти цвета на этой эмблеме. Сделаем мы его необычным способом: с помощью ниток, которые мы с вами изготовили   заранее. Приступаем к работе.

 Коллективная работа детей под спокойную музыку местного композитора С. Хабирова.

Воспитатель хвалит детей, показывает готовый Герб и предлагает передать  его  в музей.

 Презентация проекта "Богатство родного края"

Материал к занятию: Заготовки для поделки пчелы, гуашь черного цвета, материал для аппликации, диск с записью спокойной музыки, дисковод, куклы би-ба-бо, созданный мини-музей родного края.

Программное содержание: Закрепление знаний детей о родном крае, продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать уважение к людям труда родного края.  

Расширять представление детей об окружающем мире, о пчелах, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность при выполнении поделок. .  Закреплять  умение расслабляться, развивать воображение.

-Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? (Ответы детей)

-Да настроение наше отличное, тем более у нас сегодня гости. Всем пожелаем доброе  утро.

-Доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать!

-Укаждого человека есть своя родная земля, где он родился, вырос.

-Наша родная земля это наш город Азнакаево. (Ребёнок читает стихотворение о городе Азнакево)

-У каждого человека есть день его рождения. У городов тоже есть свой возраст. Кто знает, а сколько лет нашему городу, району? (Ответы детей)

-Правильно, в этом году исполняется 80 лет образованию нашего района. По этому случаю я вам предлагаю рассказать гостям о богатстве родного края, о тружениках разных областей. Пригласите гостей в наш мини-музей.

1- ребёнок начинает знакомство с мини-музеем (примерный рассказ ребёнка). -У каждого государства, республики, города имеется свой герб. А это герб нашего города. Основная часть герба – Белый сокол означает чистоту, стремление к вершине. Туловище сокола обведён чёрным цветом, который является символом основного богатства края – нефти. Жёлтая полоса означает символ богатого урожая, зелёный цвет – символ природы, здоровья, сила жизни.

2-ребёнок. (примерный рассказ ребёнка).

 -Этот отдел музея посвящён нашим нефтяникам. Нефть, добытая при помощи буровых установок качают нефтяные скважины, и чёрное  “золото” по проложенным под землёй трубам  отправляется по назначению. Из нефти производят бензин, резиновые шины, полиэтилен, пласмасса и многое другое. (Чтение стихотворения про нефтяников) Мой папа тоже работает нефтяником. За хороший труд его наградили грамотой, дипломами (Показывает папины дипломы и грамоты)

3-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).

  – А этот отдел посвящён труженикам сельского хозяйства. Хлеборобы ежегодно выращивают и сдают государству богатый урожай злаков (Показывает маленькие снопы, макеты.,сельскохозяйственный транспорт). Воспитатель предлагает пальчиковую игру в стихах в содержании которых перечисляется все виды злаков, которые выращивается в районе (пшеница, рожь, овёс, пшено, гречиха)  Пальчиковая игра в стихах.

4-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).

-Здесь  макет животноводческой фермы села Уразаево. Таких ферм в районе очень много, где работают животноводы, дояры. Они снабжают нас молоком и мясом.

Воспитатель спрашивает у детей, что делают из молока (масло, сметана, кефир, катык, простокваша, бифидок, йогурт, мороженое,сыр, творог) Показ детьми фрагмента кукольного театра “Моя Бурёнушка”

5-ребёнок (примерный рассказ ребёнка).

 -  А это улей. Там живут пчёлы. Они собирают мёд инаполняют соты. Когда все соты наполняются, пасечники выкачивают, гоняют мёд.

Чтение стихотворения “Как хорошо на пасеке”

Заходит  ребёнок в костюме пчелы

-Здравствуй пчела, ты что заблудилась?

-З-з-з Я прилетела к вам из пасики за помощью. Вы согласны помочь.

- Спасибо. Я вас приглашаю на пасеку.

- А чтобы туда попасть нам надо всем превратиться в маленьких пчелок

Педагог-психолог предлагает всем удобно ложиться на ковер.

- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите труженицу пчелу, перелетающую с цветка на цветок. Проследите за ее движениями. Она перелетает с цветка на цветок и собирает мед. Посмотрите какие у нее крылья прозрачные. Теперь каждый вообразит, что он- пчелка, что у него прозрачные крылья. Почувствуйте как вы летите в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Вот мы с вами на пасеке.

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуйте, дети (входит  «пасечник»)  Вы знаете кто я?

-Ребята, я сделал новый улей. Мне нужны пчелки.  Помогите мне пожалуйста.

-Подойдите к столам. Вот здесь есть одна пчела-труженица. Я вам предлагаю сделать ей помощников. Вспомните какие бывают пчелки, что у них есть?

-У них брюшко желтого цвета, с черными полосками. Есть усики, лапки, крылышки, жало.

-Мы с вами уже лепили пчелок из пластилина, а сегодня будем рисовать и сконструировать.  Вот у нас есть заготовки (используется бросовый материал). Нужно черной гуашью нарисовать полоски (показ выполнения). Рисовать нужно аккуратно. Затем приклеить глаза и в прорезь  вставить крылышки. (Дети выполняют задание под спокойную музыку)

-Вот сколько у нас получилось пчёлок. Теперь есть кому поселиться в новый улей. Спасибо вам за вашу отзывчивость. Я тоже хочу вас порадовать,  угостить вас и ваших гостей сладким мёдом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки

Представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики руки....

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи".

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи"...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...