Консультация для родителей "Развиваем познавательную активность детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Гусева Виктория Романовна

Развиваем познавательную активность детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_poznavatelnuyu_aktivnost_detey_3-4_let.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем познавательную активность детей 3 – 4 лет.

Почему маленькие дети такие любопытные? Как относиться к этой особенности?

Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик.

Малыша интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако ему ещё трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. Малыш познает мир по-своему, по- детски, на эмоционально – чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию.

Однако взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.

Поэтому познавательно развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет жизненный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочивание этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала, и методов развития познавательной деятельности. Иными словами, взрослый преподносит ребенку то, с  чем малышу полезно познакомиться.

Почему малыш не теряется в калейдоскопе этих первых, обрывочных знаний?  Потому, что познание мира у него происходит через познание человека. Знания о человеке должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься с связи с пониманием человека: человек и его жилище, человек и результаты его труда, человек и растительный мир, человек и животный мир.

Эти представления на протяжении третьего года жизни формируются постепенно в процессе наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения. Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному , помня  о том, что дитя видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни.

Однако, любая информация должна облекаться в доступную для ребенка форму.

На третьем году жизни дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимосвязях. Они познают такие свойства, как твердый – мягкий, сухой – мокрый, холодный – теплый и т.п., а также расположение предметов в пространстве: в, над, под, из, высоко-низко, далеко – близко ,их количество : один – много, мало , особенности движения : быстро – медленно, вперед – назад и динамические свойства.

Ребенок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах.

Ученые отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций.  Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер. Малыш проявляет особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить его интерес и любопытство.

Выехали на дачу. И сразу у ребенка лавина впечатлений. Очень привлекает животный мир. Как рассказать ребенку о братьях меньших?  А может, для малыша достаточно обыкновенного созерцания? Нет, нельзя ограничивать познание, познавательно развитие ребенка. Знания, полученные им ранее, следует закрепить, чтобы ребенок знал  всех домашних животных и называл их «кошка», «собачка», «петушок», «курочка» и т.д.

Ребенок начинает узнавать не только взрослых животных, но и их детенышей «котенок», «поросенок», «щенок».

Он более продолжительно наблюдает за рыбками, птицами, узнает их по повадкам, находит их на картинках.

Родители продолжают воспитывать у малыша добрые чувства и заботливое отношение к животным. Они предлагают понаблюдать за животным, а затем проявить заботу .

Из сказок, песенок, рассказов малыши хорошо знают и диких животных: лису, зайца, волка. Они наделяют их определенными чертами лиса хитрая, волк злой, заяц трусишка.

Вместе с тем в этот период жизни следует формировать у ребенка реалистическое представление о диких животных и их повадках.

Если нет возможности показать их в натуре, в зоопарке, в цирке, то следует подбирать реалистичные картинки.

Ну, конечно, и экзотические животные, живущие в жарких странах, привлекут внимание малыша. В  игрушках и на картинках он узнает слона, тигренка, крокодила. А ещё лучше, если вы не только покажете и назовете изображение, но и споете песенку, прочтете стихотворение о них.

Важно научить ребенка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных: у козы – рога, у петуха – красный гребешок, у зайца – длинные уши, короткий хвостик, у медведя – маленькие уши и нет хвоста и т.д. Это необходимо для развития мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. Ведь именно в познании ярко видно, как малыш учится сравнивать и обобщать, выделять главные, существенные признаки. Так обогащаются представления малыша об окружающем мире.

Знакомясь с животными, ребенок анализирует их внешние данные, голосовые реакции, двигательные проявления. Впервые на третьем году жизни дитя практически познает закон всего живого: для живых существ необходимы пища, вода, тепло. Все живые существа имеют глаза, они передвигаются в пространстве.

Ребенок начинает ощущать зависимость животного от человека.На основе этого раннего знания следует развивать в ребенке гуманистические черты личности. С этой целью необходимо развернуть перед малышом картину заботливого отношения человека к братьям его меньшим и на этом фоне показать их особую пользу для человека.

Знакомству с растительным миром отводится значительное место в воспитании ребенка третьего года жизни. Ему можно не только показать, но и назвать комнатные растения: герань, фикус, столетник.

Очень полезно ухаживать за растениями в присутствии ребенка: мыть, поливать растения, показывать пример бережного отношения к ним.

Взрослый подчеркивает, что растения живые: они растут, пьют воду, любят свет, тепло, им необходимо солнышко. В зависимости от времени года малыш наблюдает за растениями в природе: весной на ветках вырастают маленькие листочки, листочки появляются и на срезанных ветках, поставленных в воду.  Осенью листья желтеют, опадают. Зимой только елочка остается зеленой. Весной дети наблюдают первые весенние цветы, рассматривают траву и одуванчики. Их можно познакомить со словами: «листья», «стебель», «цветок». Малыши учатся находить эти части по просьбе педагога или родителей. При этом слово «цветок» они начинают соотносить не с целым растением,  а с самой красочной его частью.

Особое место отводится ознакомлению с растениями, растущими на огороде. Взрослые могут привлечь  малыша к уходу за ними.Дитя узнает, что на грядках растут морковка, репа, огурцы.        

У ребенка формируется представление об овощах как огородных культурах и продуктах человеческого труда. Ознакомление начинается с целевых прогулок на огород, где малыш видит результаты труда: выращенные овощи.  Вместе с тем, дети этого возраста уже могут осваивать особенности их произрастания. Репа растет в земле, а листочки находятся на поверхности грядки. Точно так же растет и морковь. Заметили: опять сравнение и обобщение.

Внимание ребенка следует обратить на цвет, форму овощей (репа круглая, желтая, морковь длинная, оранжевая).

Можно предложить ребенку принять участие в сортировке и мытье овощей. Следует показать их обработку перед употреблением в пищу, а затем обязательно дать попробовать на вкус. Все дело в том, что морковка, за которой он ухаживал – особая. Он ухаживал за ней, сам сорвал. С её помощью он прикоснулся к самой жизни. Вот это важно.

Знакомя ребенка с огородными культурами, закрепляя его знания, взрослые используют произведения народного творчества. Вспомните, сколько  в старину было заговоров, да приговоров, да заветом на счастливый рост растений, даже обряды специальные были. Человек в старину сильнее чувствовать свою связь с природой, с миром растений. Он разговаривал с ними, а иногда верил, что красная ягода или румяная морковка может и девицей – красавицей обернутся. Не случайно, видно, и загадка появилась: «Сидит девица в темнице, а коса – на улице» или «Без окон, без дверей полна горница людей». Конечно, малышу еще трудновато понять эти олицетворения, но подводить ребенка к ним необходимо. Помогут в этом и загадки, потешки, сказки. Например, сказка «Репка».

Малыши третьего года жизни обожают эту сказку. Вы не задумывались, почему ребенок так эмоционально воспринимает её сюжет?  А потому, что все знакомо, все персонажи – родные, и суть сказки в дружбе, единении всех: людей и зверей.  А может быть, ребенок верит, что репка может вырасти «большая – пребольшая», больше самого деда и бабы? Конечно, верит. Для него ситуация с репкой совсем не сказочная, кусочек чуть ли не собственной жизни. Прекрасно, когда взрослые одухотворяют мир детского восприятия игровыми моментами, развивают его воображение, самые простые ситуации могут повернуть так, чтобы порадовать малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...