«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
статья

Художественно-эстетическое развитие  — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.   К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной.  Ребёнок предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Успешность решения задач по художественно – эстетическому развитию детей   определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

  Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Наше сотрудничество с  семьями воспитанников     направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Мы придерживаемся принципов, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

  • Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы. 
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы.  
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, которые базируются на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду.
  • Формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система работы   с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.

С раннего возраста мы стараемся активно развивать эмоциональную  отзывчивость  детей нашей группы,    через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре.   Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным направлением в работе нашей группы является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает  организованная совместно с родителями  работа мини  - музеев «Музей матрёшки», «Музей Дымковской игрушки», «Музей колокольчиков».   Музейная педагогика имеет более обширные задачи - целью которых,  является приобщение детей к культурному наследию русского народа.

-  Первое  родительское собрание  «Давайте познакомимся» проходило   в форме «Посиделок», на которое родители приходили  с  заранее приготовленными коллажами «Моя семья»  и представляли  их в разных формах - стихотворной, в форме русских народных сказок, фотоколлаж.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуры   играют наглядно-информационные формы работы.

Ответы на интересующие вопросы родители могут  найти в папках-передвижках: «Нетрадиционное рисование детей раннего возврата » здесь представлены такие виды как рисование пальчиками, тампонирование, ватными  палочками, мелками,  угольками и др.

   «Уголок библиотека» «Почитайте мне родители» -   Здесь могут быть представлены:   

    1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

   2.Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью   порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

  3.Книги о животных и др.

 Тематические выставки работ по декоративно-прикладному искусству «Золотые руки наших мам», «Мастерская Деда Мороза» и др.

Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков - такой подход побуждает родителей  и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.

Родители активно интересуются жизнью группы и   мы с удовольствием предоставляем им видеозаписи, фотографии с утренников, образовательной деятельности, развлечений и др. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodejstvie_pedagogov_s_roditelyami.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель 1 кв. категории

Королёва Галина Борисовна

МБДОУ д/с № 29 г. Арзамас

Художественно-эстетическое развитие  — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.   К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной.  Ребёнок предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Успешность решения задач по художественно – эстетическому развитию детей   определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

  Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Наше сотрудничество с  семьями воспитанников     направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Мы придерживаемся принципов, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

  • Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.  
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы.  
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, которые базируются на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду.
  • Формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система работы   с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.

С раннего возраста мы стараемся активно развивать эмоциональную  отзывчивость  детей нашей группы,    через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре.   Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным направлением в работе нашей группы является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает  организованная совместно с родителями  работа мини  - музеев «Музей матрёшки», «Музей Дымковской игрушки», «Музей колокольчиков».   Музейная педагогика имеет более обширные задачи - целью которых,  является приобщение детей к культурному наследию русского народа.

-  Первое  родительское собрание  «Давайте познакомимся» проходило   в форме «Посиделок», на которое родители приходили  с  заранее приготовленными коллажами «Моя семья»  и представляли  их в разных формах - стихотворной, в форме русских народных сказок, фотоколлаж.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуры   играют наглядно-информационные формы работы.

Ответы на интересующие вопросы родители могут  найти в папках-передвижках: «Нетрадиционное рисование детей раннего возврата » здесь представлены такие виды как рисование пальчиками, тампонирование, ватными  палочками, мелками,  угольками и др.

   «Уголок библиотека» «Почитайте мне родители» -   Здесь могут быть представлены:    

    1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

   2.Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью   порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

  3.Книги о животных и др.

 Тематические выставки работ по декоративно-прикладному искусству «Золотые руки наших мам», «Мастерская Деда Мороза» и др.

Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков - такой подход побуждает родителей  и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. 

Родители активно интересуются жизнью группы и   мы с удовольствием предоставляем им видеозаписи, фотографии с утренников, образовательной деятельности, развлечений и др.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается актуальная форма работы для реализации положений ФГОС ДО – эстетический интегрированный кружок....

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическ...

Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...