Консультация для родителей: «Игра – главное занятие в жизни ребенка»
консультация (старшая группа)

Назарова Надежда Евгеньевна

Консультация для родителей "Игра-главное занятие в жизни ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_-_glavnoe_zanyatie_v_zhizni_rebenka.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Игра – главное занятие в жизни ребенка»

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность и одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания ребенка в семье.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, ребенок лепит с мамой и бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток, клещи и т.д. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия и взаимопонимания. Но для ребенка труд является ещё игрой.

Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре дети по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Если старшие члены семьи не помогают детям использовать этот опыт, то в игру переносятся лишь наиболее яркие моменты семейной жизни. Игровая деятельность ребенка в семье потому и бедна по тематике и содержанию, что лишь незначительное число отцов и матерей, бабушек и дедушек играют дома с двух-трех-летними детьми, а со старшими ещё меньше. Ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль, выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Этим игровое общение отличается от повседневного, при котором родители выступают наставниками.

Как же играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры?

- Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.

- Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать нотации, а эмоционально сближайтесь с ним.

- Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре, не «соскальзывайте» с неё на свою реальную позицию взрослого.

- Если дошкольник просит многократно повторить один и тот же сюжет, не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.

- Для развития речи детей полезны игры с куклами из варежек. Они могут изобразить не только рассказ из жизни ребенка за день, но и совершить путешествие в зоопарк, в цирк или в шутливой форме показать утреннюю ссору во время сборов в детский сад.

- В ходе игры взрослый показывает, как и о чем можно говорить с другими людьми, как благодарить, прощаться, выражать негодование, не соглашаться, выражать обиду. Можно предложить ребенку поменяться с вами ролями, ему это понравится.

- В дошкольном возрасте особенно ценятся вымышленные истории с воображаемыми героями. Ребенок будет придумывать свои истории, передавая, что с ним было в детском саду, во дворе, зоопарке, что понравилось, что вызвало страх или сострадание.

- Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать и сопереживать. А он в свою очередь начинает лучше понимать вас.

Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми. Игровое хозяйство пополняется стихийно: подарки родителей, родственников, друзей, которые покупают игрушки, руководствуясь своими вкусами, интересами, желаниями, материальными возможностями. Критериями приобретения игрушки является её яркость, новизна, внешняя привлекательность, а мотивом приобретения выступает желание порадовать, позабавить ребенка.

Какие же игрушки приобретать детям?

  1. Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
  2. Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
  3. Строительные наборы.
  4. Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольные игры, мозаики.
  5. Игрушки-забавы.
  6. Игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

Не покупайте ребенку агрессивные и страшные игрушки!

Но и при наличии достаточного количества игрушек в семье нужно дать возможность детям предметы домашнего быта (диванные подушки и стулья, посуду, мамин платок, туфли и т.д.). В играх эти предметы сохраняют свои функции (из ложки кормят куклу, из кружки пьют) или приобретают новые (стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т.д.), развивая детскую фантазию дополняя, обогащая сюжет, игровой замысел, содержание игры.

Как вести себя взрослым, когда ребенок играет.

- Разрешайте играть ребенку в разных уголках квартиры, дома: под столом, под стулом, в коробке.

- Создайте для детей коробки сокровищ: для девочек – цветные ленточки, коробочки, ободки, ожерелья, бусы, пёрышки; для мальчиков – ремни, фуражки, часы, машинки.

- Не прерывайте игру внезапно, приглашая на обед или на прогулку, т.к. для ребенка это не игра, а дальнее путешествие на корабле, полет в космос.

- Если ребенок придумал невидимку партнера, не волнуйтесь – это плод его фантазии.

- Не контролируйте ход игры.

- Давайте ежедневно время ребенку для самостоятельной игры.

- Осторожно и бережно обращайтесь с игрушками ребенка, не выбрасывайте сломанные, а лечите, ремонтируйте вместе с ним.

Используемая литература:

Назарова А.М. «Психологические особенности игровой деятельности дошкольников».

Инновационная наука. – 2016 - №2

Вершинина С.Л. «Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста». Липецк – 30.05.2

 Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – Дрофа, 2010

Метенова Н.М. Родителям о детях. – Липецк: Индиго,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"

Игра - ведущий вид деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Как же можно поиграть с детьми дома? Какие игрушки купитьребенку? Родителям необходимо это знать....

Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Консультация для родителей " Игра и игрушки в жизни ребенка"

Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры, которые развивают, воспитыва...

Консультация для родителей "Игра- важное занятие в жизни ребенка".

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Консультация для родителей "Мяч - главная игрушка в жизни ребенка"

консультация для родителей по физическому развитию...