Правильное разучивание стихов дома.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щербакова Нелли Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Правильное разучивание стихов дома как предыдущий этап перед разучиванием песен в д/с»

    Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Желание разучить слова песни или текст роли сказочного героя и запомнить необходимо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Практически все дети до 4-5 лет не умеют читать. Поэтому процесс запоминания, в основном, связан с развитием слуховой памяти. Но чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребёнка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включать различные виды деятельности музыкального развития – слушание, пение, музицирование, музыкальное творчество, ритмика.

    Но не забывайте!

    Занимайтесь разучиванием только в естественной обстановке, не заставляйте ребёнка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

Мы знаем, как рано ребёнок начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатление на детей.

    Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание обогащает словарный фонд, формирующий речь ребёнка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.

    Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребёнок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объёму это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, весёлый с явно выраженной рифмой. Наличие игровых моментов, небольшой объём этих стихов, дают возможность часто повторять текст и использовать игровые действия в процессе заучивания. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», можно поиграть и походить с флажком, при чтении З. Александровой «Грузовик», дети изображают поездку на грузовике с флажками в руках, при чтении А. Барто «Лошадка», дети изображают, как едут на лошадке.

    Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку прекрасно отвечают требованиям, которые предъявляются к стихам для маленьких.

    В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объём. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

    Важно! Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для произвольного запоминания. Если до 4 лет педагоги не ставят перед ребёнком цели запомнить произведение, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть, прилагая волевые усилия. И, чем больше ребёнок будет учить наизусть – тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

    В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются уже достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Это могут быть: стихи-шутки, дразнилки, небылицы, стихи – перевёртыши, литературные загадки, литературные скороговорки, игры в слова и со словами.

    Кроме возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребёнка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, весёлые, спокойным детям – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым будет приятно услышать своё имя в потешке. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Таким детям предлагаются небольшие по объёму, понятные по содержанию, насыщенные глаголами и существительными стихотворения. Также следует помнить, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария, которое ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно логическую память, а у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которому принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти. Таким образом, девочек можно и нужно раньше нацеливать на произвольное запоминание, а мальчики лучше будут запоминать произведения в игре, в интересной деятельности.

Как разучивать наизусть стихотворение:

- сначала следует прочитать стихотворение;

- выяснить все непонятные слова и выражения;

- снова прочитать стихотворение, но уже выразительно;

- предложить ребёнку через 2 минуты повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь;

- предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз;

- через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение;

- перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение;

- утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

    Можно ли учить ребёнка петь в домашних условиях?

    Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

    Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого.            Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объём голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

    Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребёнку?

    Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

    Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

    А что делать, если ваш ребёнок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребёнок получал удовольствие от своего пения?

    Вот несколько советов:

    Не заставляйте ребёнка петь! Не волнуйтесь, если ребёнок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнёт её петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

    Никогда не говорите ребёнку, что он поёт фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поёт неверно, скажите ему, что он поёт почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

    Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребёнку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно учить стихи с детьми дома"

В консультации даются рекомендации родителям, о том, как учить стихи с детьми  дома....

«Как правильно учить стихи с детьми дома»

Все родители знают, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия......

Консультация для родителей "Как правильно учить стихи с детьми дома"

Консультация для родителей "Как правильно учить стихи с детьми дома"...

Консультация для родителей «Как правильно учить стихи с детьми дома»

Все  родители знают, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Одни ...

Как правильно учить стихи с детьми дома

Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все ...