Родительское собрание в форме разговора за круглым столом: «Культура общения детей»
методическая разработка (средняя группа)

Светлана Владимировна Уколова

 

 

Родительское собрание

 в форме разговора за круглым столом:

 

«Культура общения детей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Родительское собрание

 в форме разговора за круглым столом:

«Культура общения детей»

воспитатель

С.В. Уколова

Цели:
1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей.
2. Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми.
3. Обогащение социального опыта ребёнка.

Задачи:
1. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку.
2. Научить использовать обязательные формы вежливости.

Вступительное слово педагога.
     
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались вместе. Дети  так любят вас, гордятся вами, подражают во всём и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вас есть за что любить, чем гордиться. Вы действительно являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за всё время работы, мы не встречали отказов на наши просьбы: помочь в оформлении группы к учебному году, к праздникам, принять участие в конкурсах и выставках, праздниках и развлечениях, оформлении участка. Огромное вам, спасибо.

Тема сегодняшнего нашего собрания  “Культура общения”.
      Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. “Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево, как вежливость”. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: “Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…”.
      Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдёт сегодня разговор, в ходе которого мы найдём ответы на многие вопросы.

       С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги “Азбука вежливости” Л.Смирнова-Гангнус.
       “Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом”.
      Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст детей от 3-7 лет назван психологами игровым.
      Пусть иногда в комнате ребёнка появится Фея “Здрасте”, в волшебном фартуке которой секрет. В следующий раз ребёнок увидит волшебный зонт, оставленный Феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допустил оплошности.
      Ежедневно можно вывешивать на стене оценку – маску: если ребёнок вёл себя прекрасно- появится улыбающаяся маска Феи, если слегка провинился – маска гнома, если совсем плохо вёл себя – маска дракона.
      Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

- Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?
- Каким образом?

Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения.
      - “Здравствуйте! Что особого тем мы сказали друг другу? Просто “здравствуйте”, больше мы ничего не сказали. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?”
      Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нём появляются лучики солнца и тепла. А как научить ребёнка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой.

Ситуация:

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”

Вопросы:
- Какие бы советы дали вы матери?
- Как бы сами поступили в такой ситуации?
Обобщение:
     
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.
      Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
      Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что-то спросить?

Ситуация:
       
Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
      - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
      - Не суйся, когда взрослые разговаривают.
      - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

       Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.

- Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы)
Обобщение:
Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.
Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.
Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).
Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор.

Послушайте отрывок из стихотворения Э. Асадова “Воспитать человека”.
“А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой наслышится вдруг такого,
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут всё очень сложно и очень просто: -
Будьте хорошими. Вот и всё!”.

       Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: “Когда не ладятся дела, мне помогает похвала” и этими суждениями пригласила нас к раздумью:
- Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?
- Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка за проявление внимания, вежливости?
    Есть ли успехи?

Обобщение: Похвала помогает в достижении результатов. Давайте возьмём девиз: “Ни одного дня без похвалы”. И дома и в детском саду будем искать возможности хвалить ребёнка, и мы увидим, что произойдут перемены, у детей появится желание быть воспитанными.

- А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей, проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
(Если ребёнок выполняет правило - кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно - жёлтую, нет – синюю.)

  1. Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  3. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
  4. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы - извиняется.
  5. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.
  6. Не говорит грубых (матерных слов).
  7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.

“Бьёт по стеклу хрусталь лучом, ковры разбросаны по стенам,
Мы твёрдо знаем, что почём, но забываем о бесценном”.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.
Воспитан ли ваш ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?
      На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.
      Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Решение собрания.

Загадки о волшебных словах:

1. Это слово ходит следом за подарком, за обедом.
Это слово говорят, если вас благодарят.
2. Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините).
3. Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
4. Растает ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
5. Когда бранят за шалости, мы говорим “Прости….(пожалуйста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

Круглый стол "Культура речи педагога"

В рамках подготовки к педсовету был проведен круглый стол для педагогов...

Конспект проведения родительского собрания в старшей группе Круглый стол «Сказка – ложь , да в ней намёк…».

Конспект проведения родительского собрания в старшей группеКруглый стол «Сказка – ложь , да в ней намёк…».Цель: расширить знания педагогов и родителей (законных представителей...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?» Тема: «Зачем ребёнку нужна игра?»Форма проведения: Круглый стол.Цель: ...

Конспект родительского собрания - "Душевный разговор" на тему "Если ребенок не говорит..."

Представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей неговорящих детей и памятка, содержащая информацию о том, куда необходимо обратиться родителю и на что обратить внимание в развитии...