Газета "Воздух"
занимательные факты

Ардашева Галина Николаевна

Материал по познавательному развитию для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_gazeta.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 53 «Сказка»

Группа № 10

        

Газета

для педагогов, детей, родителей

Сегодня в номере:

-  Влияние растений на воздух в нашей квартире

-  Источники загрязнения воздуха в квартире

-  Рекомендации специалистов

-  С детьми можно провести опыты из серии  «Воздух – невидимка»

 

Воздух в нашей квартире

Мы столько времени проводим в собственном жилище! Что нам известно, например, о его микроклимате? От температуры, влажности, подвижности воздуха зависит наше самочувствие. Специалисты считают, что комфортная для человека  температура  воздуха  должна   быть

18 – 20 градусов, влажность – от 30 до 60%. Причины избыточной влажности может быть постоянное кипячение белья, большое количество комнатных растений (все хорошо в меру). С другой стороны, комнатные растения увеличивают влажность в тех помещениях, воздух в которых зимой благодаря отоплению становится чрезмерно сухим. И чрезвычайная влажность, и чрезвычайная сухость воздуха могут способствовать возникновению заболеваний.

По оценкам специалистов, воздух в наших квартирах оказывается иногда не менее опасным для здоровья, чем загрязненный воздух на улице. Чем реже мы проветриваем квартиру, тем выше в воздухе концентрация опасных веществ.

Влияние растений на воздух в нашей квартире

Загрязняющие вещества в помещении поглощаются растениями. Специалисты рекомендуют выращивать для этих целей хлорофитум. Комнатные растения очищают воздух, выделяют для нас кислород. Некоторые из них еще и благоприятно влияют на состав воздуха, выделяя особые вещества – фитоциды. К таким растениям, прежде всего, относятся лимонное дерево, туя, герань, роза, бегония, плющ, аспарагус. Герань помогает отпугивать мух, комаров, моль. Запах крапивки (плектранус) неприятен комарам и моли. Выращивание растений, отпугивающих насекомых, может обойтись без бытовой химии, загрязняющей среду нашего жилища. Так что, не стоит заменять настоящие растения искусственными, хотя они не плохо смотрятся и не требуют ухода. Можно сделать растение, которое внешне почти не отличается от настоящего, но заставить его исполнять роль герани или папоротника невозможно.

Источники загрязнения воздуха в квартире

  1. Достаточно много опасных веществ выделяет мебель, особенно новая. Это, в первую очередь, формальдегид, пары которого могут выделяться из клея, ковровых покрытий, дезинфицирующих средств, особенно новых изделий. Специалисты рекомендуют чаще проветривать помещение, выращивать комнатные растения. По возможности лучше использовать мебель из натурального дерева.
  2. Вся пыль, которая находится в воздухе микрорайона, проникает и в квартиры. Она раздражает дыхательные органы, слизистые оболочки, может вызывать и обострять различные хронические заболевания органов дыхания и аллергию. Специалисты рекомендуют вытирать пыль после того, как проведена уборка пылесосом, а не наоборот, как мы часто это делаем. Важно, чтобы пылесос находился в исправном состоянии. Пыль оседает на вещах, поэтому нужно регулярно протирать их тряпкой, смоченной в мягком мыльном растворе.
  3. В воздухе находятся также и испарения жидкостей для мытья посуды, ванны, других моющих средств, аэрозолей. Большая часть освежителей просто заглушает неприятный запах, подавляет наше чувство обоняния. «Свежесть» воздуха при этом остается на прежнем уровне. Специалисты считают, что вдыхание запахов дезодорантов может оказывать наркотическое действие, и предлагают применять для ароматизации смеси высушенных трав и специй.
  4. К сожалению, окна многих квартир выходят непосредственно на оживленные магистрали. Конечно, проветривать комнаты в этом случае в часы пик нецелесообразно. Можно закрыть окна марлевой тканью, не забывая ее постоянно очищать. Пусть пыль оседает на ткани, чем на легких.

Рекомендации специалистов

  1. Нужно как можно чаще проветривать помещения.
  2. Нельзя держать открытыми разные химические вещества: стиральные порошки, моющие средства.
  3. Нельзя травить насекомых в присутствии детей.
  4. Обрабатывать комнаты специальными препаратами можно только в отсутствии людей.
  5. При оформлении квартиры стараться использовать как можно меньше вещей из синтетических материалов.
  6. Важно регулярно проводить уборку помещения.

С детьми можно провести опыты из серии  «Воздух – невидимка»

 «Воздух»

     Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в стакан с водой. Стакан нужно держать очень прямо.  Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 «Пузырьки воздуха»

     Опустить стакан в банку с водой, но держать его надо немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

 «Ветер – это движение воздуха»

     В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направленно внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а на встречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

 «Ветер»

     Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

«Волны»

     Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем выше волны.

 «Буря»

     Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

 «Ветер – это движение воздуха 2»

     Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

 «Ветер 2»

     А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменяем веер в нашей жизни?

 «Песок путешествует по пустыне»

     Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.

 «Гром и молния»

     Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ним и проскакивают искры – это молния на небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.

 

«Летающие семена»

     Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигните. Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленнее.

 «Пламя загрязняет воздух»

     Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 сантиметра) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется очень быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

 «Живая змея»

     Вырежи из тонкой бумаги змею. Повесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

 «Стакан-непроливайка»

     Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.

 «Прыгающая монетка»

     Положи на бутылку монетку и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он силой давит на монету.

 «Яйцеглотатель»

     Положи в графин бумажку и подожги ее. Сверху на горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывает.

Номер подготовила воспитатель Ардашева Г.Н.