Игры с предметами, которые всегда под рукой
консультация (старшая группа)

ШАПОВАЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА

предлагаю игры для использования дома, на празднике, на детском дне рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_predmetami.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ.

Играть с детьми можно, используя практически любые подручные предметы, которые найдутся в ваших карманах, сумке или вокруг вас. Эти игры подарят вам время полноценного общения с ребенком, время для установления контакта с ним.  А еще, играя с вами в эти увлекательные и непривычные игры, ребенок даже не поймет, что помимо того, что вы развлекаетесь, исподволь развивается его воображение, мышление, память и даже тренируется грамматика и устный счет.

Игра «Теремок»
Развивает
: образное и логическое мышление.
Реквизит: блокнот и ручка.
Игра основывается на известной сказке «Теремок». Прежде чем начать играть, вам потребуется несколько минут на подготовку: найдите в середине блокнота 5 — 6 чистых листов. На первом нарисуйте мышку, на втором — мышку и лягушку, на третьем — мышку лягушку и зайца и так по сказке, вплоть до медведя. Важно: фигурки надо рисовать каждую на отдельном листе, не на обороте. Рисунки надо располагать «головой» к переплету. Особых способностей к изобразительному искусству от вас не потребуется, достаточно, чтобы звери были узнаваемы по характерным отличительным признакам. Затем блокнот следует раскрыть на пустой странице, но так, чтобы на следующей странице уже была мышка. Перегните блокнот и поставьте его как домик. Если блокнот слишком мягкий — подоприте его изнутри чем-нибудь.
Затем начните рассказывать ребенку сказку и на словах «Зашла мышка в теремок и стала там жить» — переверните страницу, показав мышку, а на словах «И стали мышка и лягушка вместе жить», переверните следующую. И так далее по алгоритму до медведя. С медведем — сложнее. Наиболее эффектной будет концовка, где вы просто накроете домик ладонью, и он рухнет. Однако маленький и впечатлительный ребенок может испугаться такого результата, и для него лучше просто нарисовать мишку на бумаге.

Понятное дело, что таким образом можно рассказать многие сказки и даже выдумать свои. Даже дети более старшего возраста с интересом послушают какую-нибудь историю, если она проиллюстрирована таким необычным образом.

Игра «Не на то место»
Развивает: фантазию.
Реквизит: любой элемент одежды.

Эта игра хороша для самых маленьких. Она забавная и не скоро надоест. Предложите ребенку какую-то деталь его гардероба (для начала лучше шарф) надеть как-нибудь по-другому. Например, как шапку. Или сделать из шарфа варежку. Недостаточно только придумывать — каждый вариант должен быть воплощен в жизнь. Именно в них самое веселье. Более взрослый вариант задания: «Как бы ты поступил, если бы у тебя не было ни шарфа, ни перчаток, ни носков, но было бы пять шапок?»

Игра «Мебель для куклы»

Развивает: фантазию, образное мышление.

Реквизит: кукла или солдатики и всё, что есть под рукой.

В ту игру не получится поиграть быстренько, минут пять, на коленках. Тут надо раскладываться надолго. Суть в от в чем: если ваш малыш захватил с собой куклу, или любимую игрушку, постройте для них дом из подручных

материалов. В помощь вам – ваша фантазия и всё, что есть под рукой. Вы, несомненно, прекрасно справитесь с этой задачей, но и дополнительная информация не будет лишней: из разложенных бумажников получаются отличные кресла, из платков и шарфов – кровати и одеяла.

Игра не с игрушками, а так называемыми предметами – заместителями очень важная часть детского развития.

Игра «Любимые герои»
Развивает: фантазию, память.
У каждого ребенка, даже у тех, кто уже обижается на слово «ребенок», есть любимая книжка или фильм. И ребенок готов вспоминать об этой книге (фильме, мультике и т.п.) часами. По этой самой причине и вы тоже, наверное, знаете содержание довольно глубоко. Этим можно воспользоваться! Называйте по очереди с ребенком героев выбранной книги. Повторяться нельзя, если не помните имя, — опишите героя. Годятся как главные герои, так и второстепенные, а то и вовсе эпизодические. Полевые испытания показали, что в книге средних размеров насчитывается около 20–30 героев, а в книге вроде «Властелина колец» — больше 500. Конечно, всех вы не помните, но и нет такой задачи — вспомнить во что бы то ни стало. Задача — весело провести время, погрузившись в мир книги и, может быть, захотеть перечитать ее.
Еще дети с удовольствием играют в эту игру, потому что почти всегда выигрывают у взрослых

Игра «Хитрая мышка»

Развивает: концентрацию, скорость реакции.

Реквизит: маленькие гибкие наушники, зарядное устройство для телефона или любой проводок (верёвочка)

Положите конец наушников на стол (лучше тот, что со входом, т.к. динамики могут оторваться), а другой конец возьмите в руку. Тот край, что лежит на столе, – мышиный хвостик. Задача ребёнка – по команде поймать его, накрыв ладонью. Ваша – успеть убрать хвостик. Командой к действию могут послужить нехитрые стихи, например:

Ну-ка, мышка, не зевай,

Поскорее убегай!

А ещё лучше придумать что-то вместе с ребёнком и говорить хором. Для пущей наглядности мышку можно обозначить, прикрепив к проводку небольшой предмет, например, заколку или резинку для волос. Ребёнку станет гораздо интереснее играть. Для самых маленьких в этой игре можно использовать варежку на резинке.

Игра «Найди оранжевое»
Развивает: умение различать и называть цвета.
Реквизит: Разноцветные предметы (платки, брелоки, блокноты, ключи, журнал).
С таким же успехом эта игра могла называться «Найди белое» или, скажем, «Найди зеленое». Задача ее — научить маленького ребенка различать цвета. Разложите перед ним все цветные предметы, что у вас есть с собой, и попросите найти красное (красным может быть не весь предмет, а лишь его деталь, фрагмент). Потом, к примеру, розовое. Пройдитесь по всем цветам. Потом усложните задачу: называйте сразу два цвета, например, синий и желтый, чтобы ребенок посмотрел все по очереди. Заключительным этап: ребенок сам называет все цвета по очереди, показывая пальцем на них.

Игра «Ёлка»

Развивает: наблюдательность, быстроту реакции.

Та игра хороша, когда вы с ребёнком едете в наземном транспорте. Когда вы видите в окне ёлку, нужно громко сказать: «Ёлка!». Кто первый увидел и сказал - тот молодец. На первый взгляд, правила просты, но та игра очень нравится детям. А во время долгих разъездов по городу – просто незаменима. Внимание ребёнка занято, он, как правило, замечает больше ёлок, чем взрослый, и то его стимулирует к тому, чтобы внимательнее смотреть в окно. Вместо ёлок можно высматривать на улице, другие деревья, автомобили (только красные, синие и т.д.), магазины, киоски и т.п.

Игра «Книга пополам»

Развивает: пространственное мышление, устный счет.

Реквизит: любая книга.

Возьмите любую книгу и предложите ребёнку открыть её посередине. Абсолютно ровно посередине. Уже это заставить ребёнка немного поломать голову. Затем, дайте задание разделить книгу на три, потом, на четыре части. Для ребят постарше, знакомых с делением трёхзначных чисел, можно предложить делить книгу не на глаз, а используя нумерацию.

Игра «Образование слов»

Развивает: умение творчески использовать возможности русского языка, вызывает положительные эмоции от игры со словами.

Если у вас заняты руки или сейчас совсем не время рыться в сумке в поисках предметов для игр, можно поиграть со словами, разбирая их на части. Всем взрослым известно, что некоторые слова состоят из двух разных слов. Например, слово «снегопад» состоит из слова «снег» и слова «падать». И означает это слово, что с неба падает снег. А какое слово получится, если с неба будут падать конфеты… лягушки…монеты? И т.д.

Игра «Изобрази грусть»

Развивает: фантазию, умение общаться.

Предложите ребенку изобразить на лице какую-нибудь эмоцию. Можно начать с простой: радость, грусть, злость. Пусть он попробует угадать, какую эмоцию вы изобразили. Когда вы вдоволь наиграетесь, изображая и угадывая эмоции, предложите ребенку что-нибудь посложнее. Например, эмоция человека, который вышел без зонта, и тут как назло дождь. Или эмоция человека, который выиграл в лотерею, но не может найти свой лотерейный билет. Эта игра чрезвычайно полезна для детей, испытывающих проблемы в общении со сверстниками. Поначалу она может показаться им некомфортной, но если весело втянуть ребенка в игру, – он с удовольствием будет в нее играть и откроет для себя много нового. Главное – не порицать его, если он что-то делает, на ваш взгляд, неправильно.

Игра «Тайный знак»

Развивает: наблюдательность, внимание, реакцию, умение общаться. Место: любое, где достаточно пространства для активных действий.

Договоритесь с ребенком о каком-либо тайном знаке, который вы ему подадите. Это должен быть очень точный, но малозаметный жест. Например, щелчок пальцами или однократное похлопывание по колену, или быстро высунутый и убранный язык. Жест должен быть таким, чтобы, с одной стороны, его нельзя было бы трактовать двояко, а с другой стороны, ребенку приходилось бы быть внимательным, чтобы не пропустить жест. Затем договоритесь с ребенком о том, какова будет его реакция на этот жест. Например, он должен присесть, отбежать в сторону или сложить руки домиком над головой. Время от времени повторяйте жест, чтобы ребенок на него реагировал так, как вы заранее договорились. Чтобы усложнить игру, придумайте несколько жестов со своей реакцией на каждый. А чтобы игра поначалу пошла веселее, расскажите какую-нибудь сказку, приуроченную к предлагаемой реакции: например, про лягушку и комаров, которые должны от нее спастись. Или про волка, спрятаться от которого можно только «в домике».

Игра «Кукушка хвалит петуха»

Развивает: умение сопереживать, умение общаться.

Это даже не игра, а упражнение. Его надо выполнять очень аккуратно, только в том случае, если ребенок вам на все сто процентов доверяет. И уж конечно, нежелательно, чтобы совсем посторонние люди наблюдали за вами. По очереди говорите с ребенком фразы, начинающиеся со слов: «Мне в тебе нравится, что…» – и дальше какое-то приятное наблюдение. Постарайтесь быть точным, корректным и искренним. Именно тогда ребенок пойдет на контакт. И не бойтесь перехвалить ребенка – ведь на каждую вашу похвалу он отвечает своей. А значит, больше думает о вас, чем о себе в этот момент. В эту игру не стоит играть больше двух-трех раз. Плохо, если игра из удивительного опыта совместного проживания превратится в привычный, ничего не значащий обмен комплиментами. Однако будет очень хорошо, если фраза «Мне нравится в тебе, что…» так и не исчезнет из вашей жизни.

Игра «Ключик и замочек»

Возраст: от 3 до 6 лет.                                                                                                                               Развивает: умение сравнивать и логику.                                                Реквизит: ключи, блокнот и ручка.

Возьмите несколько ключей из своей связки и положите их на лист бумаги. Каждый ключ по очереди обведите, сильно прижав к листу. Эти силуэты ключей – замочные скважины. И будет хорошо, если вы сможете нарисовать вокруг скважин какие-нибудь двери. Далее, перемешайте ключи и дайте ребенку определить, какой ключ к какой двери подходит. Если вы не уверены, что ребенок справится с заданием, лучше ключи выбрать разные, максимально отличающиеся друг от друга. Ключи, которые различаются лишь рельефом бороздки, лучше использовать для задания детям постарше. Дальше можно поменяться ролями и попросить ребенка сделать для вас какое-нибудь задание.

Игра «Рука дружбы»                                                                                                                                               Возраст: от 4 лет.                                                                                                                                            Развивает: тактильное восприятие, умение общаться, внимательное отношение к другим.

В этой игре могут участвовать от трех до десяти человек. Рассмотрим вариант с тремя: все трое садятся за пустой стол, и кто-то один (как правило, ребенок) закрывает глаза и протягивает руку на середину стола. Далее один из оставшихся с открытыми глазами осторожно гладит протянутую руку. Сидящий с закрытыми глазами пытается угадать, кто же его погладил. Потом все могут поменяться местами. Особенно хорошо в эту игру играет небольшая группа детей. Взрослый здесь может выступить в роли ведущего. Тогда все дети закрывают глаза, а взрослый обходит стол по кругу, поочередно дотрагиваясь до двух детей, тем самым давая им знак положить руки в центр круга. Задача – найти вторую руку и опознать ее владельца. Выигрывает тот, кто первым безошибочно назовет имя обладателя второй руки. Затем идет следующий раунд и ведущий выбирает двух других игроков. Важным условием игры является то, что нельзя проявлять агрессию – шлепать по руке, щипать, тянуть. Человек должен доверять, протягивая руку в круг. Если у вас не нашлось стола подходящего размера, дети могут устроиться на полу, лежа на животе, головами в центр круга. Очевидно, что эта игра не подходит для малознакомых людей, не следует в нее играть в общественных помещениях. Однако в кругу близких она не только принесет массу приятных эмоций, но и позволит сгладить противоречия, поддержит и укрепит всех в хорошем отношении друг к другу.

Игра «О чем расскажет предложение»                                                                  Возраст: от 4 лет.                                                                                                    Развивает: фантазию, логику.                                                                       Реквизит: любая книга.

Если вы читаете книгу, а ребенку очень хочется узнать, о чем эта книга, воспользуйтесь следующей игрой: прочитайте ему предложение из книги наугад, и пусть он постарается извлечь из предложения максимум информации. Так, например, из простейшего предложения: «Он положил документы в карман и вышел» – можно сделать выводы, что речь идет скорее всего о человеке, мужчине, в одежде с карманами. Что у этого человека есть как минимум одна рука. Что действие происходит в XX или XXI веке. И так далее. Конечно, на первых порах ребенку будет трудно, и куски текста для него надо выбирать большие и информативные. Но со временем игра станет только интереснее. Однако важно, чтобы ребенок не фантазировал и делал только обоснованные выводы. Очень интересно «вырастить» из одного предложения целую историю, но это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Лук и чеснок — лекарства, которые всегда под рукой»

Полезные свойства лука и чеснока очень трудно переоценить. Только одно их присутствие в доме помогает обеззараживать домашнюю атмосферу, причем в буквальном смысле: фитонциды, содержащиеся в луке и че...

Игры которые всегда под рукой

Представлены игры, которые можно сделать своими руками без лишних затрат....

Дидактическая игра "Найди предметы которых по одному"

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один - много)...

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе....

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе....

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПРЕДМЕТАМИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ».

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывае...