Адаптация в детском саду
опыты и эксперименты (младшая группа)

Анна Александровна Симонова

В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса. 

Адаптация – это процесс привыкания, приспособления организма к новым условиям. 
В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к: 
 Незнакомым детям; 
 Незнакомым взрослым; 
 Незнакомой обстановке; 
 Новым правилам поведения и режима дня. 

Впервые попадая в условия организованной деятельности, ребенок вынужден ограничивать свои желания и потребности, он должен вести себя в соответствии с требованиями воспитателя. На ребенка ложатся непривычные и далеко не всегда приятные для него обязанности (убирать игрушки, ложиться спать, самому или с помощью взрослого есть и одеваться). Кроме того, ребенку необходимо приспособиться к новому режиму, к новой предметно-развивающей среде, к иной организации режима дня и питания, к ограничению своей двигательной активности. Все это приводит к изменению привычного стереотипа поведения и влечет дополнительную эмоциональную нагрузку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРУЕМСЯ К ДЕТСКОМУ САДИКУ  📌 

 В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса.

Адаптация – это процесс привыкания, приспособления организма к новым условиям.

В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к:

 Незнакомым детям;

 Незнакомым взрослым;

 Незнакомой обстановке;

 Новым правилам поведения и режима дня.

Впервые попадая в условия организованной деятельности, ребенок вынужден ограничивать свои желания и потребности, он должен вести себя в соответствии с требованиями воспитателя. На ребенка ложатся непривычные и далеко не всегда приятные для него обязанности (убирать игрушки, ложиться спать, самому или с помощью взрослого есть и одеваться). Кроме того, ребенку необходимо приспособиться к новому режиму, к новой предметно-развивающей среде, к иной организации режима дня и питания, к ограничению своей двигательной активности. Все это приводит к изменению привычного стереотипа поведения и влечет дополнительную эмоциональную нагрузку.

Важным моментом так же является то, что ребенок остается один без привычных для него взрослых, родителей. Это пугает малыша.

 Различают 3 степени адаптации:

Легкая адаптация длиться до 2-3 недель, характеризуется тем, что ребенок плачет не всегда при расставании утром и быстро успокаивается.

Средняя степень адаптации длиться до 4-6 недель и отличается от предыдущей тем, что настроение в течение дня может меняться несколько раз, ребенок вспоминает маму в течение дня, аппетит не очень хороший

При тяжелой степени адаптация может длиться до 4-6 месяцев. Ребенок плачет при расставании с родителями, не хочет включаться в деятельность детей, режимные процессы.

 Как можно помочь ребенку в снижении его страхов, связанных с приходом его в ДОУ?

- Выходите с ребенком на игровые площадки, где есть дети его возраста. Там вы можете увидеть, что вызывает трудности у ребенка (не знает как подойти к детям, как попросить игрушку, как поиграть вместе с детьми, его не понимают и т.д.). Вы можете сразу подсказать, а не сделать за ребенка, что сказать, как поступить: «Дай поиграть машинку», «Ты дашь мне лопатку, а я тебе куклу», «Давай покатаем мячик» и т.д.

- Приблизьте свой режим дня к режиму дня ДОУ, тогда ребенок проголодается и захочет спать именно тогда, когда его будут кормить и укладывать на сон в группе.

- Включайте в рацион ребенка дома те блюда, которые он будет есть в садике.

- Попробуйте оставлять ребенка на попечение других членов семьи. Сначала всего на 15-30 минут, затем дольше. Это дает возможность ребенку приобрести опыт расставания с родителями и понять, что Вы за ним всегда возвращаетесь.

-Если ребенок очень привязан к маме и с трудом расстается с ней, то будет лучше, если первое время его в детский сад будет приводить папа, бабушка.

- Придумайте ритуал прощания и придерживайтесь его. Не растягивайте уговоры при расставании. Это только расстраивает ребенка и Вас еще больше, но не дает желанного результата.

- Выполняйте данные обещания. Если Вы договорились с ребенком, что заберете его после прогулки, то сдержите слово.

-Водите ребенка каждый день, если малыш хорошо себя чувствует. «Отдых» только усугубляет плохое настроение. Лучше раньше забирайте его.

- Не старайтесь как можно быстрее оставить малыша на целый день, но и не откладывайте укладывание на дневной сон. Прислушивайтесь к мнению воспитателей—они наблюдают за ребенком и могут подсказать, когда ребенок сам проявит интерес.

- Старайтесь сами относиться к периоду адаптации спокойно. Малыш остро реагирует на Ваше настроение. Чем спокойнее родители, тем быстрее ребенок адаптируется.

- Не следует говорить ребенку заранее неверную информацию о детском саде: «Вот пойдешь в детский сад и там будешь сам есть!» или «В группе ты будешь делать только то, что захочешь!» Вместо этого лучше сказать ребенку, что там много разных игрушек, детей с которыми можно играть, воспитатели будут читать книжки, петь песенки, играть, рисовать, гулять с вами.

- Можно выбрать любимую игрушку и принести ее с собой в группу: пусть ребенок «покажет» мишке игрушки и т.д.

- Приучайте ребенка самостоятельно есть, одеваться с небольшой помощью. Малыш будет чувствовать себя увереннее, меньше зависеть от взрослых

Процесс адаптации подходит к концу тогда, когда новые условия становятся привычны, стабильны и ребенок начинает их понимать и принимать.

 СКАЗКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело привыкают к садику, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе.

СКАЗКА №1

Котёнок Кузька идёт в детский сад

Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.

Как-то раз мама сказала Кузьке:

— Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.

— Детский сад?! А что это такое? — немного испугавшись, спросил котёнок.

— Детский сад это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка.

— Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?

— Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке.

— Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? — спросил малыш-котёнок.

— Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.

Кузька внимательно выслушал маму, всё понял, но всё равно, ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более, что Дружка там с ним не будет. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.

— Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идём в садик! — услышал котёнок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.

На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и, вместо того, чтобы идти в этот самый детский сад, они вместе пойдут на прогулку. По дороге котёнок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдёт в садике новых друзей.

— Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! — сказал он кошке.

— Так ведь это совсем не плохо — иметь много друзей! Это ведь не значит, что ты Дружка забудешь! — рассмеялась мама.

В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.

— Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. — А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.

— Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! — один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.

Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.

— Мама, это было так здорово! — сказал он своей маме по дороге домой. — Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку!

— Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама.

Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.

На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.

СКАЗКА №2

Сказка про Грустинку (для мальчиков заменяем на мужское имя)

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, кушала кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками.

Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали... А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап... И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работку, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла... А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:

— Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!

Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка и никогда в садике больше не грустит.

СКАЗКА №3

Сказка о детской кроватке

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки и кроватки их грели. Детишкам было в кроватках хорошо, тепло и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка (мальчик), которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила — кроватка старалась скорее согреть её, и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. А наша кроватка тожеИ у тебя в садики тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней».

СКАЗКА №4

Слонёнок Тоша идёт в детский сад

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слоненок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора, ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одежку и повезла на машине в детский сад.

В детском саду его встретила тетя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет класть свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашел занятие, он увидел дудку, взял ее и стал гудеть.

А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом...

После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошел другой слоненок и они познакомились и подружились. Слоненка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.

Рассказывать можно обо всем, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребенка. Он будет добавлять ситуации те, которые волновали его днем. А слушая ответы ребенка на вопросы, можно диагностировать состояние ребенка, его переживания.

Вопросы к ребенку:

Как ты думаешь, весело было Тоше в детском саду?

Что его огорчало?

Что понравилось Тоше?

Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?

СКАЗКА №5

Сказка про садик

В далекие-далекие времена в одной маленькой деревеньке жили гномы. Это был очень дружный, веселый и трудолюбивый народ. Мужчины рано утром уходили в подземные шахты добывать драгоценные камни, а женщины оставались дома, чтобы приготовить еду и навести порядок в саду и в доме. Гномы, если ты еще не знаешь об этом, очень любят чистоту и порядок. И если бы тебе повезло пройти по этой деревне, то твоему удивлению не было бы конца: всюду так опрятно и чисто, что любо-дорого посмотреть! А какие чудесные сады у каждого гномичьего дома! Но самое главное — это то, что в каждом саду слышится звонкий смех: это дети играют и веселятся.

И только в одном-единственном саду всегда тихо... Просто в этом доме никогда не было и уже не будет детей. Наверное, из-за этого у хозяйки дома всегда грустные глаза. Ухаживая за садом и дожидаясь мужа с работы, она часто думала о том, что даже саду не хватает радости. Ведь детские улыбки и смех дарят радость всему живому на Земле...

В тот день, когда и произошла эта история, женщина пропалывала от сорняков свои любимые цветы и думала всё те же грустные думы. И вдруг раздались детские голоса:

— Ой, ПетрОль, ты только глянь, какие у нее яркие перышки! Вот бы мне одно такое в коллекцию!

— ЛенОль, надо просто проследить за ней, а вдруг уронит для тебя свое красивое перышко?

Это брат и сестра из соседнего дома в погоне за чудесной птичкой с ярким оперением не заметили, как попали в сад грустной женщины.

— ПетрОль, она играет с нами! — радостно закричала девочка, и детский смех, как перезвон колокольчиков, разнесся по всему саду.

Женщина сразу же увидела удивительную перемену: сад начал оживать! Деревья одобрительно зашелестели листьями, а цветы подняли свои головки и стали раскачиваться в такт детским голосам. Даже птицы запели громче и веселее. А грустная женщина улыбнулась.

Но тут ребята выскочили на тропинку и испугались, увидев свою соседку. Они, наконец, поняли, что бегают по чужому саду без разрешения, чего, конечно же, делать ни в коем случае нельзя! Увидев замершие в испуге детские личики, женщина поспешила сказать:

— А почему бы вам не наведываться сюда почаще? И друзей позовите с собой. У нас очень большой сад!

Вы и представить себе не можете, какая радость началась в деревне гномов! Теперь каждое утро все дети спешили в сад грустной женщины, где бегали, смеялись, придумывали новые игры, качались на качелях, исследовали новые дупла в деревьях, пробовали на вкус незнакомые плоды с фруктовых деревьев.



Предварительный просмотр:

Тюменская область – Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

«Снегурочка»

Мастер-класс для родителей

«Эксперименты на кухне»

Составитель:

 воспитатель: Симонова А.А.

Югорск 2022

Младший дошкольный возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вызывает у него огромный интерес.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. 

Уважаемые родители, Предлагаю вам несколько самых интересных и познавательных опытов и экспериментов с детьми на кухне.

Взрыв цвета в молоке.

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, нам понадобятся:

- цельное молоко

- пищевые красители разных цветов

- любое жидкое моющее средство  

- ватные палочки  

- тарелка

Обращаю ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Итак:

Наливаем молоко в тарелку.  Добавляем в него по несколько капель каждого красителя. Стараемся делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.  А теперь возьмем ватную палочку, окунем ее в средство и прикоснемся ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

 Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Плавающий виноград.
Нам понадобятся:

- виноградинка

-газированная вода

Возьмем стакан со свежей газированной водой и бросим в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Разноцветная вода. 

Нам понадобятся:

- стаканы или  баночки

- таблетка фурацилина, зеленка, марганцовка и т. д.

В банку или стакан наливаем воду и растворяем в ней таблетку фурацилина. Жидкость станет желтой. В другую банку с водой добавляем зеленку, вода станет зеленой. А от марганцовки – интенсивно розовой и т.д. Экспериментируйте! Насладившись таким превращением, подведем итог: вода бесцветна, но может под действием других веществ изменять свой цвет.



Желаю вам успехов в совместной опытно - экспериментальной деятельности с вашими малышами.



Предварительный просмотр:

Картотека сезонных

дидактических игр

по экспериментальной деятельности

   

                   

«Солнечные зайчики»

Цель: познакомить  с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал: зеркала, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

Рыхлый снег темнее в марте,                          Зайчик бегает по парте,

Тают льдинки на окне.                                       Не поймать его нигде.

1. Дети «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его наклон можно играть).

2. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает); если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.

3. То же, с пластиной из нержавеющей стали.

«Ворчливый шарик»

Цель: познакомить  с  движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.  

В праздники на улице         Горят, переливаются

В руках у детворы        Воздушные шары.

1. Дети  надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? (большой, круглый, лёгкий). Отпустите его. Что происходит с шариком? (он начинает «метаться» - это из него выходит воздух).

2. Дети  надувают шарик, не завязывая его. «Горлышком» погрузить его в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдёт? (Воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки).

«Послушный ветерок»

Цель: знакомить  с  разной силой потока воздуха, его свойствами; развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.  

Ветер, ветер! Ты могуч,         Ты волнуешь сине море,

Ты гоняешь стаи туч,        Всюду веешь на просторе.

1.Дети   дуют на кораблик тихонько. Что происходит? ( Кораблик плывёт медленно). 

2.Делают то же с силой. ( Кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).

«Игра в прятки»

Цель: знакомить  со   свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканы с прозрачной и цветной водой.

 

Раз, два, три, четыре, пять!                                       Из пипетки появилась,

Будем капельку искать.                                                   На стекле растворилась.

1.Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины).

2.Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течёт).

3.Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной).

4.На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что происходит? (Она потихоньку растворяется в прозрачной воде).

«Друзья»

Цель: познакомить  с   составом воды (кислород); развивать смекалку,  наблюдательность, любознательность.

Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.  

1.Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

2.Бутылку с водой изо всех сил потрясти.  Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков).

        

«Прятки»

Цель: углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: две баночки  с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки , салфетка из ткани.  

1.В баночку  с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Что происходит? (Он тяжёлый, опустился на дно.)  почему камешек видно?  (Вода прозрачная).

2.Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная).

«Соревнование»

Цель: познакомить  с   состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: две стеклянные банки с почвой (одна – с рыхлой, другая – с уплотнённой),  палочка, черенок традесканции.  

1.Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их.

2.Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему?

«Секрет сосновой шишки»

Цель: познакомить  с   изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность,  смекалку.

Материал: ванночка с тёплой водой, две сосновые шишки , салфетка из ткани.  

 Белка шишку сорвала –        Очень скучно ей одной.

А орешки не нашла.         Возьми её и поиграй.

Лежит шишка под сосной,         А во что? Сам угадай!

1.Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твёрдыми).  

2.Опустить шишку в тёплую воду.  Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что лёгкая) оставить шишку в воде на сутки.

3.На следующий день дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид). А ещё она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше).

«Упрямое растение»

Цель: уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений; развивать наблюдательность.

Материал:  комнатное растение каланхоэ (два экземпляра); бумага, карандаши.

1.Одно растение дети ставят на окно. Через несколько дней смотрят, что произошло со стволом и листьями (они развернулись к свету).

2.Другое растение в горшке надо положить набок и оставить на три дня. Что произойдёт?  (Верх ствола изогнётся и будет подниматься вертикально).

3.Поставить каланхоэ на несколько дней в тёмное место. Что произойдёт? (Листья начнут вянуть, блекнуть, ствол потеряет упругость – его срочно надо поставить на свет).


«Сухая и влажная почва»

Цель: познакомить  с   состоянием почвы, учить определять и сравнивать сухую  и влажную почву, фиксировать результаты исследований; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной почвой),  лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши.

Почва бывает разной:                       Подзолистой, болотистой,

Чёрной, жёлтой, красной,                Серой лесной,

Глинистой, песчаной,                         Ещё чернозёмной.

1.Как узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (Обследовать пальцами; рассмотреть в лупу, сравнить цвет, запах.)

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья.

2.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой была закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на другой пластине – нет.

    Вывод. Сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.

3.Как впитывается вода в сухую и влажную почву? Дети поливают сухую и влажную почву. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет сухие места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.  

    ВыводСухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.

«Удивительный песок»

Цель: познакомить  со свойствами и качествами песка, его происхождением,   развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Материал: три стеклянные банки  (в одной –  сухой, в другой  –  влажный песок, третья – с прозрачной водой),  лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, магнит, карточка, карандаши.

1.Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть в лупу.

    Вывод. Песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла.

2.Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (Песок оседает).  На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

      Вывод.  Песок тяжёлый – он опускается на дно баночки, пыль лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании, растворившись, окрашивает воду; мокрый песок меняет цвет.

3.Сравнить  свойства сухого и влажного песка. Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); из сухого песка слепить колобок (не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль); рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий) через лупу, сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

 Вывод. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

«Фокусник бальзамин»

Цель: познакомить  со структурой стебля бальзамина;   развивать смекалку, наблюдательность, выдержку.

Материал: две стеклянные банки   с  водой (в одной вода красного цвета),  черенок бальзамина, лупа,   лопаточка,  салфетка, бумага, карандаши.

Ваня, Ванечка, Ванек!                                       Ниже склонимся над ним.

Ой, красивый ты цветок!                                  Кто же это? (Бальзамин)

1.Из чего состоит черенок? Детям предлагают надрезать черенок лопаткой (появится обильный сок), рассмотреть место надреза и сок через лупу.

      Вывод.  Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком.

2.Как пьёт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объём воды в банке)  и оставляют на некоторое время.

Вывод.  Воды в банке стало меньше – это видно по отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь  него.

«Как поймать воздух?»

1.Положи в два стаканчика по кубику льда. Один стаканчик накрой махровой шапкой.

- Где раньше растает лёд? Проверь.

- Какое свойство воздуха ты наблюдал в этом опыте?

2.Воздух можно заставить работать. Смастери бумажную вертушку и подставь навстречу ветру – вертушка завертится.

3. Опусти в тазик с водой перевёрнутый стакан. Вода не может попасть в стакан, потому что её не пускает воздух, который находится в стакане.

4. Сделай два одинаковых парашюта из бумажной салфетки. Прикрепи к одному из них маленького пластилинового парашютиста. Понаблюдай, какой парашют будет плавно снижаться. Почему?

5. Налей в стакан воды и подуй в неё через соломинку для коктейлей. В воде появляются пузырьки. Это и есть воздух.

6. Сделай из скорлупы грецкого ореха кораблик. Прикрепи пластилином бумажный парус. Опусти кораблик в тарелку с водой. Подуй на парус. Струя воздуха – ветер – надувает парус, и кораблик плывёт.

«Вода и воздух»

Цель: подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. Закрепление и обобщение знаний о воде и воздухе.

1.Взять глубокий лоток любой формы и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья.

2.Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (цветок или овощ). Полить водой и поставить в тёплое место.

3. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

«Какого вкуса вода?»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

1. Дать детям попробовать простую кипяченую воду.

2.Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

      Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает  вкус того вещества, которое в нее добавлено.

«Вода не имеет формы»

Цель: показать детям, что вода не имеет формы.

1. Налить воду в сосуды разной формы.

       Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2.Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

«Какого цвета вода»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета.

1.Попросить детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какой цвет теперь приобрела вода?

Вывод. Вода не имеет цвета, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

        «Животворное свойство воды»

Цель: подвести детей к пониманию и значению животворного свойства воды.

1.Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев.

2.Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода».

3.Поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

4.Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

«Чем пахнет вода?»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха.

1.Попросите детей понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и  соли).

2.Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

«Вода превращается в лед»

Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).

1.Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки.

2.Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

«Лед легче воды».

Цель: подвести детей к пониманию того, что лед легче воды.

1.Поместить кубик льда в стаканчики с водой.  Что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? 

2. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет.

«Лед — это твердая вода».

Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).

1.Если опыт проводится зимой. Во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Принесите сосульку  в помещение, поместить в посуду, чтобы дети наблюдали за сосулькой.

2.Если опыт проводится в теплое время года. Сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике.

3.Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Что с ними происходит? 

4.Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Вывод. Лед, снег — это тоже вода.

«Пар — это тоже вода».

Цель: подвести детей к пониманию того, что пар – это тоже вода.

1.Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода.

2.Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

«Вода — жидкая, может течь».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

1.Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Цель: подвести детей к пониманию, что есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде.

1.Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуйте размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? 

2.Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте  его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? 

3.Возьмите и  размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

«Вода не имеет формы».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1.Предложите детям рассмотреть кубик льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

2.Налить  воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды). Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится.

3.Налить воду на стол. Что происходит? На ровном месте расползается лужицей.

Вывод. Жидкая вода не имеет формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...