Игры и игрушки для детей с нарушениями зрения
консультация (средняя группа)

С помощью игры дети познают мир и по большому счету учатся жить. У малышей с нарушением зрения этот процесс проходит по-своему. Причем,  он будет разным у детей с низким зрением и у тотально незрячих. Для первых прекрасно подойдут яркие светящиеся предметы, тогда как вторые ориентируются исключительно на тактильное или слуховое восприятие. Выбирая игрушки для незрячих детей, не следует концентрироваться исключительно на слуховом восприятии мира. Прослушивание музыки в раннем возрасте является пассивным и не требующим усилий, к чему ребенок привыкает и тем самым готов часами слушать музыку, не интересуясь больше ничем. Поэтому  родителям следует  покупать музыкальные игрушки, в которых для извлечения звука ребенку необходимо приложить усилия: нажать клавишу детского пианино, ударить в бубен, потрещать трещоткой, подергать струны и прочее».

       Главная задача родителей – развивать у ребенка мелкую моторику. А этому помогут разные на ощупь предметы, игрушки, у которых можно нажимать кнопки, крутить детали. Таких сегодня очень много. Но совсем не обязательно скупать их все. Ребенку часто интересней самые обычные окружающие его предметы, они ведь тоже отличаются по фактуре, размерам и температуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_igrushki_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Рекомендации для родителей

 Игры и игрушки для  детей с  нарушениями зрения

 

Детство любого человека немыслимо без игры – не важно, какое у него зрение. Незрячие и слабовидящие дети играют теми же игрушками, что и все остальные. Малыши – погремушками, пирамидками и кубиками, дети постарше – мячиками, куклами и машинками, а школьникам становятся интересны настольные игры и электронные устройства. Абсолютно специальных игрушек именно для детей с нарушениями зрения не бывает.

        С помощью игры дети познают мир и по большому счету учатся жить. У малышей с нарушением зрения этот процесс проходит по-своему. Причем,  он будет разным у детей с низким зрением и у тотально незрячих. Для первых прекрасно подойдут яркие светящиеся предметы, тогда как вторые ориентируются исключительно на тактильное или слуховое восприятие. Выбирая игрушки для незрячих детей, не следует концентрироваться исключительно на слуховом восприятии мира. Прослушивание музыки в раннем возрасте является пассивным и не требующим усилий, к чему ребенок привыкает и тем самым готов часами слушать музыку, не интересуясь больше ничем. Поэтому  родителям следует  покупать музыкальные игрушки, в которых для извлечения звука ребенку необходимо приложить усилия: нажать клавишу детского пианино, ударить в бубен, потрещать трещоткой, подергать струны и прочее».

       Главная задача родителей – развивать у ребенка мелкую моторику. А этому помогут разные на ощупь предметы, игрушки, у которых можно нажимать кнопки, крутить детали. Таких сегодня очень много. Но совсем не обязательно скупать их все. Ребенку часто интересней самые обычные окружающие его предметы, они ведь тоже отличаются по фактуре, размерам и температуре.

       Стоит понимать, что незрячий ребенок не всегда может учиться через подражание взрослому или другим детям, а значит, на освоение некоторых навыков ему потребуется дополнительное время.

       С трех до шести месяцев стоит запастись погремушками, маленькими легкими предметами, которые можно вложить в руку малыша, шуршащими коробочками и разными на ощупь тканями.

        С полугода, когда малыш научится хватать все вокруг, ему понравятся гремящие игрушки, стаканчики, которые можно вставлять один в другой, коробки и кукольные кастрюльки. В это же время неплохо будет организовать ему специальное пространство для игр – манеж, коврик или отдельный стол.

        Годовалый ребенок начинает интересоваться не самими игрушками, а вещами, его окружающими. Он начинает исследовать содержимое ящиков и коробок, вынимая оттуда все подряд. В это время педагоги рекомендуют не мешать ему и немного потерпеть беспорядок, который поселится в доме. Малышу теперь интересно играть с бумагой, целлофаном, перебирать кубики, бусы и детали пирамидки.

       После двух лет в жизни ребенка появляются сюжетные игрушки – куклы, машинки, животные. Родителям стоит обращать внимание на их очевидные отличительные черты: например, длинные уши и короткий хвост у зайца, так что игрушки лучше выбирать с четко выраженными деталями.

        С трех до пяти лет ребенок учится действиям, которые будут необходимы ему ежедневно. Здесь становятся актуальны игрушечная посуда, бизиборды (деревянные доски с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка), наборы для ролевых игр, игры с мячом и сортеры.

  А после пяти лет ребенка заинтересуют настольные игры: шахматы, танграм, лото, мемори.

   Если говорить о слабовидящих детях, ко всему перечисленному добавляются игрушки со световыми эффектами, большими и яркими деталями, различные сортеры, сенсорные мешочки, тактильные мячики, пирамидки, конструкторы, пазлы, электронные пособия, которые могут озвучивать информацию.      

    Изучать мир детям с нарушениями зрения помогают также специальные книги с большими картинками, четкими контурами, тактильными вставками и крупным шрифтом. Листая такую необычную книгу, можно понять, какая на ощупь шерсть у кошки или чешуя у рыбы, как колется еж, что такое далеко, а что близко. Издания даже умеют озвучивать информацию – к ним в комплекте прилагается «читающий карандаш». Для детей от трех до пяти лет издают русские народные сказки, сказки народов мира и произведения известных авторов. Для тех, кто постарше – познавательные пособия.

 
Учите ребенка играть с игрушками. Дети играют с большим интересом, когда родители каким-то образом показывают свое отношение к их занятиям. Для незрячих детей это становится особенно важным, так как они не могут видеть свои игрушки и то, что происходит с ними в процессе  игры. Уделяйте каждый день какое-то время тому, чтобы посидеть со своим малышом во время игры, описывая все его действия. Прежде всего, возьмите его руку в свою, помогите ему достать и изучить предмет или игрушку. Давайте описания игрушкам, когда он щупает или чувствует их прикосновение, объясните, как с ними играть: «Если ты покрутишь ручку попрыгунчика. Давай поищем, откуда он выскакивает». Давая детям игрушки из различного материала, следует обращать их внимание на его свойства, нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. Так, например, знакомя ребенка третьего года жизни с мохнатой собачкой из искусственного меха, можно сказать: "Посмотри, какая собачка мягкая, теплая".  При игре с резиновым мячом нужно обратить внимание ребенка на то, какой он упругий, как он "звенит", ударяясь о пол. Те игрушки, которые можно сравнить с предметами натуральной величины, обязательно сравнить; например, игрушечную чайную чашечку сравнивают с натуральной чайной чашкой, игрушечный стул ─ с величиной натурального стула и т. д. Подобные занятия помогают знакомить слепого ребенка со свойствами окружающих предметов, с назначением различных игрушек, помогают формированию правильных действий с ними. Самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном возрасте ─ это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого. Очень важно, чтобы вы воспринимали обучение игре не как тяжелую обязанность, а как приятное времяпровождение, полезное и вам и малышу. Не огорчайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить.

   В большинстве случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прикасаться ими к лицу и т. п. Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек. Если вы будете терпеливы и настойчивы, с вашей помощью он сможет производить самостоятельно действия, соответствующие назначению предмета или игрушки, и тогда игра принесет вашему малышу много радостных минут.          

  Ребенок должен учиться играть и самостоятельно. Однако опасна и другая крайность. У маленького слепого ребенка, предоставленного самому себе, могут появиться навязчивые движения (качание из стороны в сторону, надавливание пальцами на глазные яблоки и т. д.). Они возникают обычно при недостатке двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира, в условиях, когда он еще не умеет, да и не может самостоятельно обследовать окружающие предметы и действовать с ними. Отучить ребенка от навязчивых движений очень трудно. Поэтому мать должна постоянно держать ребенка в поле зрения. Ребенок не должен подолгу сидеть безучастно наедине.

 

 Старайтесь, чтобы игрушки ребенка находились в определенном месте.                    Все игрушки вашего ребенка должны иметь определенное место в вашем доме, в детской комнате это может быть стеллаж, в общей комнате - детский уголок. Выберите место, которое доступно для ребенка (до которого легко дотянуться, дойти). Рассортируйте игрушки и разложите по коробкам-контейнерам или на определенные полки. Покажите ребенку, где лежат его игрушки, повторяйте это до тех пор, пока ребенок не запомнит расположение игрушек. Сопровождайте этот процесс словесным описанием, например: «Машинка стоит на нижней полке, вот здесь. Мячики лежат в шершавой коробке, давай посмотрим».   Если игрушки лежат в нескольких коробках, то можно наклеить на них метки, которые облегчат ребенку поиск нужной коробки с игрушками, так на коробку с мячами наклеить выпуклый кружок или привязать за нитку мячик. Все выше перечисленное помогает организовать пространство вокруг ребенка, сделать окружающиий мир более упорядоченным и понятным слепому ребенку, а это снижает уровень неуверенности ребенка, раздражения, учит самостоятельности, помогает развивать навыки ориентирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Игры на асфальте (сезонные игры для детей с нарушением зрения)

В практике разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигател...

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....

Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки

Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....

Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения

Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения...

Проект по лего-конструированию "Приходи играть и строить" длядетей от 5 до 7 лет

laquo;Если ребёнок в детстве не научился творить,то и в жизни он будет только подражать и копировать»Л. Н. Толстой.Дайте ребёнку простор для творчества.Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! ...