Нетрадиционное родительское собрание Квест-игра «Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Задачи:

1. Формировать психологическую компетентность родителей с понятием «Готовность ребенка к школе»;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

3. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест - игра для родителей 934.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное родительское собрание

 Квест-игра «Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Задачи:

1. Формировать психологическую компетентность родителей с понятием «Готовность ребенка к школе»;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

3. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня нас ожидает серьезный разговор.

Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном путиДошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе?

Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.

 Перед тем как начать наш разговор, я предлагаю Вам, поиграть в игру – размышление «Мой ребёнок первоклассник».

Что, по вашему мнению, означает готовность ребёнка к школе(На листочках родители записывают свою модель первоклассника и приклеивают на мольберт). А сейчас удерживая в голове то, что вы записали я предлагаю поиграть в квест-игру ««Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ».  

 Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Проходя станции квест-игры вы будете получать конверт с критериями готовности ребёнка к первому классу.

 - А после того, как вы пройдете Квест игру, предлагаю сравнить «портрет идеального первоклассника», которого вы себе представили, с тем, что об этом говорят психологи и трактует ФГОС.

Квест игра.

(Для игры создаётся команда из 6 человек – родителей).

 Приглашаю вас встать в круг, взяться за руки и, идя по кругу, проговаривать такие слова: «Мы сейчас пойдем налево, раз, два, три. А потом пойдем направо, раз, два, три. А потом мы в круг сойдемся, раз, два, три. А потом мы разойдемся раз, два, три и друг другу улыбнемся».

Послушайте, пожалуйста, мою загадку, одгодав её вы поймёте на какую станцию нам надо двигаться.

Если она хорошо развита, то  способствует успешному обучению ребёнка  в школе. Нарушения её  сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время  дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.

Что это? (Речь)

1 Станция «Речевичок» (распечатать карточки для всех родителей)

Задание №1 «Один-много»

Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

https://domateplo.com/pics/Testovie_zadaniya_dlya_5ti_let_Rab_tetr_ch1_Proveryaem_znaniya_doshkolnika_D747_3_o.jpeg

Задание №2  «Сосчитай»

 Цель: Обогащать словарь детей. Упражнять в изменении окончаний слов.

Ход игры

Дети получают по одной полоске, в клетках написаны цифры от 1 до 10 и нарисованы разные предметы. Цифры обозначают количество предметов в каждой клетке.

Воспитатель предлагает детям поочередно посчитать предметы на своей карточке, называя количество того, что нарисовано на ней (одна чашка, четыре гриба, десять пальто).

Дидактическая игра по развитию речи «Сколько их?»

Задание №3  «Сплетем венок предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Родители  называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе……….

Задание №4 Дидактическая игра «Цепочка слов»

 

Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • сформировать у детей умение слышать первый и последний звук в слове;
  • знакомить детей с особенностями акустики и артикуляции;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитатель:  - Назови предмет на картинке.

                          - Назови первый звук в слове Собака.

                          - Пропой последний звук в этом слове.

                          - Отложи эту картинку вправо.

                          - Назови оставшиеся предметы на картинках.

                          - Выбери предмет, у которого название начиналось с последнего звука предыдущего предмета, т.е. А-А-А.

  • Выбираем «Апельсин»
  • Воспитатель: Назови последний звук в слове «арбуЗ»
  • Откладываем эту картинку за собакой и среди оставшихся предметов выбираем предмет на звук З-З-З (произносим)
  • Воспитатель: Находим «Заяц».
  • Цепочка продолжается, например:
  • «ЦыплёноК» - «КапустА» - «АпельсиН» - «НарцисС» - «СолнцЕ» - «ЕЛь» -
  • Наличие картинок или предметов увеличивается.
  • Игру можно проводить по подгруппам или как часть занятия

Задание №5 Дидактическая игра по развитию речи  «Кузовок»

Цель игры: развивать умение анализировать слоговую структуру слова, развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Детям предлагается два «кузовочка» и набор предметных картинок. Рассмотрев картинки, дети складывают в первый кузовок все картинки, на которых все изображенные предметы оканчиваются на –ок.

В другой «кузовок» на –ка.

Примечание: игра может использоваться и в других вариантах, в зависимости от дидактических задач.

Например: выбрать слова, начинающиеся или оканчивающиеся на определенные буквы; слова, в которых есть заданные буквы. Для этого стоит лишь заменить вставки в «кузовочках».

Дидактическая игра по развитию речи «Кузовок»

Задание №6 «Составь рассказ по сюжетным картинкам»

(дать родителям картинки для составления рассказов)

Молодцы со всеми заданиями вы справились, получите 1 конверт .

Слушаем следующую загадку.

Наукой о духе её называют,

Умом, да и разумом постигают,

В ней числа и точки и линей не счесть,

А также и функции разные есть!

Ответ: Математика


2 Станция «Веселая  математика»

Задание №1 «Веселый кроссворд»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0156/0004e355-c423c1c8/hello_html_m115e9b0d.jpgКроссворды по математике дают возможность детям заниматься весело, интересно и не подозревая, что мы хотим заложить знания. Такая форма подачи материала позволяет не заскучать и с нетерпением ждать новых занятий.

Задание №2 «Веселые задачки»

Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач и формировать не только элементарные математические представления, но и кругозор ребенка.День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?  (4)

(1+2+1=4)

В снег упал Антошка,

А за ним Иринка.

А за ней Сережка,

А за ним Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?  

(1+1+1+1+1=5)

Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один  в кадушку влез.

Два в раскрытое окно,

Сколько было их всего? (6)

 (3+1+2=6)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело?

(5+2=7)

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей —

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

(3+4=7)

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Подсчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

(1+1+1+1+1+1+1+1=8)

Задание №3  «Задачки ловушки»

 Такие задачки развивают не только логическое мышление, но и внимание, память, смекалку, сообразительность. Решайте с детишками такие задачи! Детям они очень нравятся! 

1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
(Одна)

2. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)

3.Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)

4. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)


5.Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)

 
6. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)

Молодцы и с этими заданиями вы справились, вот вам ещё один конверт.

А следующая загадка вот такая.

          Человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда. С позиции социологии в отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом... (Интеллектуал)

3 Станция «Интеллектуал»

1 задание « Волшебные квадраты»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0305/0009ee14-4d33cc58/hello_html_79cf46d4.jpg  Эта  головоломка поможет ребенку потренировать логическое мышление и смекалку. 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0aae/000686d5-25447376/img5.jpg

 

2 задание «Игра со счетными палочками»

Игры – головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

https://i.mycdn.me/image?id=864548939124&t=3&plc=WEB&tkn=*Xg4rkif2na9XL87DJOyYUlyWaL0https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/tb4jyym-027.jpg

 Итак, закончилась наша игра. Все станции пройдены, предлагаю вам подойти к  нашему  первокласснику и открыть конверты. Выложите пожалуйста модель первоклассника. Продолжим наш разговор. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

  • Презентация готовность ребенка к школе в рамках ФГОС ДО.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель ДОУ - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Критерии готовности:

1. Физическая готовность

2. Психологическая готовность

3. Мотивационная

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Психологическая готовность:

  • Личностно-социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
  • Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать мыслить логически.
  • Эмоционально-волевая готовность- Готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Родители должны помнить одну простую истину: Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Решение собрания:

• Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

• Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.

• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

• Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

• Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

• Приучайте ребенка к самостоятельности.

• Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете «Понимание готовности ребенка к обучению в школе в соответствие ФГОС ДО».

цель: повысить уровень знаний педагогов в вопросе «Понимание готовности ребенка к обучению в школе в соответствие ФГОС ДО»....

Родительское собрание в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе"

Вашему вниманию предоставляю текст и слайдовую презентацию на тему родительского собрания в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе". В данной методической разработке достаточно полно...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Родительское собрание: "Готовность ребенка к обучению в школе"

Цель родительского собрания: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе"

Материал содержит в себе краткую характеристику умений и навыков, которыми должен обладать ребенок подготовительной к школе группе, для успешного обучения в школе. Раскрывается понятие психологической...

Презентация для родительского собрания "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошко­льника в семье и детском саду.Её содержание определяется системой требований, которые шк...