Статья "Развитие познавательных интересов у дошкольников" Чуенковой Лилии Витальевны школа 2120 Д8 Москва
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федосова Лилия Витальевна

Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимся у ребенка представлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

Развитие познавательных интересов у дошкольников.

Чуенкова Лилия Витальевна

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Любознательность и познавательные интересы у дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции , вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес –признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах , свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность , найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи . Переживаемые при этом положительные эмоции -удивление , радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, -создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерс связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал , быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи.

Образовательный процесс, организуемый в группе, предусматривает различные виды деятельности, направленные на разностороннее развитие детей:

  • игровая деятельность, реализующаяся через занятия в центрах активности;
  • продуктивная деятельность (изобразительная, конструктивная);
  • восприятие художественной литературы;
  • восприятие музыки и музицирование;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • овладение основами грамоты;
  • практическая бытовая деятельность детей по самообслуживанию.

Каждая ситуация общения воспитателя с детьми и самих детей строится и индивидуально, и совместно. Все виды деятельности, организуемые педагогами, становятся культурными практиками детей, в которых они осваивают нормы взаимодействия. Такие практики вводят ребенка в жизнь, в культурный мир, обеспечивая условия для его образования и развития как активного культурного субъекта деятельности.

На познавательных занятиях  старших дошкольников в детском саду детей можно познакомить с особенностями различных физических явлений, закономерностями неживой природы.Знакомство детей с тем, что их окружает, может стать не только источником новых знаний, но и мощным стимуломдля развития исследовательских способностей.

Начинать занятия по изучению родной природы и явлений желательно с учетом смены времен года.

Наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Ежедневные наблюдения обогащают представления детей о мире природы, о труде и взаимоотношениях людей, учат видеть красоту.

Детей следует поощрять в их анализе, сравнении и обобщении увиденного и собственной деятельности, а также в выполнении разнообразных движений по ориентировке на местности, в воспроизведении действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира. Всё это оставляет в сознании ребенка яркие впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом

 На примерах реальной жизнедеятельности надо учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях.

Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас  окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой   около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы  приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются.

Наша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными. Помощь эту мы оказываем первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, мы учитываем возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в ввиду ее формулировка и отбор материала. Одна и та же проблема решается детьми разного возраста, на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины.

При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:

  1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Опыт работы показывает: элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Откуда берутся снег и лед? Почему идут дожди и бывают туманы? Где ночует солнце? И как получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она и вправду круглая и вертится? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому важно   познакомить  детей с элементарными физическими явлениями (о неживой природе), помочь установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений.

При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, педагог должен опираться на такое положение: изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергаться воздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом, занятия, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений. Обеспечивая полноценность приобретенных знаний, педагог создает  условия для самостоятельного открытия ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка с интересом, школа 2120 ДОП 5 группа "Лучики" г. Московский

На нашей детской образовательной площадке № 5 ГБОУ Школы № 2120 г. Московский проходит конкурс между воспитателями - "Прогулка с интересом".Мы сочли, что несправедливо будет разделять на одн...

Отчет по самообразованию воспитателя группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва - Титовой Альбины Револеновны, по технике нетрадиционного рисования.

Развитие интереса к рисованию в работе с детьми группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва, среднего дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования....

План по самообразованию воспитателя Титовой Альбины Револеновны по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной группе №2 «Цветочек» школы 2120 Д8 г. Москва

Тема: «Развитие интереса к рисованию в работе с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования»....

План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва

План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...

Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва

Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе....

Статья по чтению художественной литературы стихотворение "Снегирь" Агнии Барто Чуенковой Лилии Витальевны воспитателя ГБОУ 2120

Эта статья-небольшой анализ известного художественного произведения, предназначенная для осмысления стихотворения и совместной беседы взрослого с ребенком....

Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему: «КОСМОС»

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Цель: формирование у ст...