Консультация для родителей "КРОССЕНС в коррекционно-развивающей деятельности".
консультация (подготовительная группа)

 

Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность, креативность мышления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krossing.docx95.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование технологии кроссенс в коррекционно- развивающей деятельности воспитателя с детьми ОВЗ»

Развитие речевой и мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность, креативность мышления.

Как развивать речь ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше инновационных педагогических технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников Одним из таких технологий является метод развивающего обучения «кроссенс».

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разно уровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.

Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.

Технология кроссенс позволяет:

-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- учить определять пространственные отношения символов,образов размещенных в таблице;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание;

Предполагаемый результат применения технологии:

• сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;

• сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

• коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;

• сформированность зрительно-пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;

• выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.

Основные этапы внедрения технологии в коррекционно-развивающий процесс:

На первом этапе предполагается изучение психолого-педагогических условий применения технологии, т.е. проводится мониторинг стартовых возможностей дошкольников, который включает: исследование уровня развития лексико-грамматического строя речи; развитие зрительно-пространственных представлений; степень сформированности высших психических функций.

На втором этапе формулируются целевые ориентиры применения технологии, проводиться исследовательская работа в области внедрения в коррекционно-развивающую работу педагога современных педагогических технологий, разрабатывается проектная деятельность с детьми и родителями.

Педагог определяет алгоритм создания кроссенса по направлениям коррекционной работы: развитие и коррекция фонематического восприятия; развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи; развитие и коррекция связной речи детей.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности, по каждому направлению создается раздаточный и демонстрационный дидактический материал, формируется банк презентаций по темам кроссенса.

На третьем этапе педагог разрабатывает и проводит НОД с использованием технологии.

Применение кроссенса при проведении НОД:

- формулировка цели НОД;

- раскрытие информационного блока темы, поиск и решение проблемной ситуации;

- организация групповой работы;

- творческое задание для детей и родителей.

Технологию кроссенс необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста, т.к. предлагаемые методические разработки рассчитаны на школьников. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития.

Адаптацию развивающей технологии для дошкольников возможно осуществлять по следующим направлениям:

  1. Определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса: время года – осень. Другой пример: создание и решение кроссенса по направлению «развитие фонематического восприятия». Тема «Звук и буква «А». В таблице размещены картинки с изображением фруктов, в названии которых звук «А» в начале слов: ананас, абрикос, апельсин. Педагог предлагает детям отгадать букву, которую нужно написать в пустом квадрате. Дети устанавливают ассоциативные связи исходя из фонетического звучания слов;
  2. Сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
  3. Направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных тапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Способы чтения кроссенса:

hello_html_m1d596b02.jpg

Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:

1. Определение тематики, общей идеи.

2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.

3. Нахождение связей между элементами, определение

последовательности.

4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

1. конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;

2. всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

3. полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

4. краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

5. красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:

• на стадии определения темы образовательной деятельности;

• для определения и постановки проблемы;

• для закрепления материала;

• как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);

• как творческая совместная работа родителей с детьми.

Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающей образовательной деятельности для детей старшей группы. Комплекс заданий по картине «Ссориться не будем».

Конспек образовательной деятельности предполагает развитие связной речи детей старшей группы детского сада. К конспекту прилагается картина "ссориться не будем" и комплекс заданий по ней, которые выст...

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности«Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группеЦель: развитие коммуникативной компетенции дошкольников....

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность №3 по лексической теме "Весна. Мамин праздник" в старшей группе компенсирующей направленности

Коррекционно-развивающая деятельность предполагает уточнение и расширение словаря по теме недели, обобщение представлений о празднике 8 марта, повышение собственно познавательной активности детей сред...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....