«Психологическая готовность к школе – фактор успешной адаптации к школьному обучению».
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Психологическая готовность к школе – фактор успешной адаптации к школьному обучению».

      Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Таким образом, готовность к школе - это целая система взаимосвязанных качеств детской личности.

      Психологическая готовность к школе не возникает у детей не сама по

 себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми     и

 сверстниками, в процессе формирования  традиционных школьных

навыков    (письма, счета, чтения).

Составляющие психологической готовности:

а) интеллектуальная готовность – это развитие мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, речи, воображения, моторики. Это необходимый уровень знаний, составляющий основу кругозора малыша.

б) мотивационная готовность – это отношение ребёнка к школе.  Существуют несколько мотивов, по которым ребёнок идёт в школу. Эти мотивы связаны с тем, как отзываются взрослые (чаще всего родители) о школе, что поощряется в поведении ребёнка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребёнка и семьи в целом, и как успевают дети, родители которых отдают ребёнка в школу «потому, что так надо», совершенно не интересуясь успехами ребёнка.

                          Мотивы учения:

- желание встречаться с друзьями и играть;

- желание получать «5»;

- чтобы мама хвалила;

- чтобы быть лучше всех;

- чтобы была хорошая работа, когда вырасту;

- страх наказания;

- любознательность и желание узнавать новое.

Кстати говоря, замечено, что интерес к школе у современных дошкольников снижен по сравнению с их родителями в таком же возрасте. Причин этому множество. Вот некоторые:

1. Школа уже не является для малышей единственным и неповторимым источником знаний. Огромное количество информации дети получают по телевидению, компьютеру, многие из них посещают студии, секции, кружки.

2. Многие дети седьмого года жизни уже умеют хорошо читать.

Наиболее предпочтительные мотивы – интерес, стремление к новым знаниям. Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные и оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт хорошую мотивацию вашему ребёнку.

в) эмоционально-волевая готовность – это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости. Будущий школьник должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно слушать объяснения, следовать указаниям взрослых и подражать заданному образцу.

Ребёнок должен удерживать цель деятельности, намечать её план, выбирать адекватные средства, проверять результат, сам преодолевать трудности и доводить дело до конца. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.

г) социальная готовность – это отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Учитель должен стать непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, а напротив, стараются исправить ошибки.

Учебная деятельность – деятельность коллективная. Ученики должны учиться взаимодействовать, договариваться, уступать, слушать ответ другого и оценивать результаты работы одноклассника.

Отношение к себе – это определённый уровень развития самосознания. Самооценка ребёнка не должна быть слишком высокой или слишком низкой. Малыш должен адекватно относиться к своим способностям, результатам работы, поведению. А самооценка ребёнка формируется на основе оценки взрослого. В идеале ребёнок должен ощущать поддержку, любовь и авторитет родителей, уверенность в своих силах. Неуверенный ребёнок сомневается в своих возможностях, испытывает страх по поводу возможных школьных проблем. Поэтому, старайтесь всегда поддерживать своего ребёнка, по необходимости хвалить, объяснять причины неудач и всегда показывать ему свою заботу и любовь.

      Вывод: За основу готовности к школе принимается необходимый уровень развития ребёнка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Конечно, не любой ребёнок может пойти в школу и с лёгкостью учиться в ней. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, кто-то – говорить, а кто-то – запоминать буквы. Поэтому, к 6-7 годам дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.

Впоследствии, каждый из них научится читать и считать, но к моменту поступления в школу ребёнок должен владеть способностью воспринимать и усваивать новый материал, то есть способностью к обучению.

Литература:

1. Гаврина С. Е., Курявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М., «Росмен», 2002

2. Коноваленко С.В. «Как подготовить ребенка к школе». - М.: Эксмо, 2004.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободяник И. П. « Коррекционно - развивающие занятия в ДОУ» - М.: «Сфера», 2008.

4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников» - М., «Владос», 2003.

5. Широкова  Г.А. «Справочник дошкольного психолога» - Р – на – Д., «Феникс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...

Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"

В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...

Консультация для родителей: «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать «тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жиз...

Консультация для педагогов Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.Детский сад, семья и школа- это триед...