Статья "Адаптационный период младших дошкольников в детском саду. Советы для воспитателей и родителей"
статья (младшая группа)

Поэтапный рассказ об особенностях адаптации, включающий в себя советы. основанные на личном опыте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный период младших дошкольников в детском саду.

Советы для воспитателей и родителей.

Для начала попробуем взглянуть на всё глазами ребёнка… Живёт он себе, живёт с  любящими мамой и папой, бабушкой и дедушкой, ходит гулять, ест и спит по своему режиму дня и вдруг… его куда-то ведут в незнакомое место, где много незнакомых детей, которые тоже не понимают, где они находятся и плачут и взрослый, такой же незнакомый, который называется воспитателем… и этого взрослого надо слушаться и делать всё, что он скажет…

Словом ребёнок находится в стрессовом состоянии, но однажды всё стабилизируется и ребёнок будет даже не хотеть уходить их детского сада…

Но для этого должен обязательно пройти период адаптации. Адаптация – это способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них. Во время адаптации у ребёнка на фоне стресса идёт перестройка всех систем организма.

Что с ребёнком происходит во время адаптации?

- это истерики по поводу и без повода;

-это ухудшение качества сна, потеря аппетита, вялость, подавленность.

- ребёнок вдруг может «забыть» какие-то ранее усвоенные элементарные навыки, например, как ходить в туалет.

Различают 3 категории детей по степени адаптации:

Дети, у которых всё начинается с проблем и мы видим, что будут трудности. Такие дети на фоне стресса чаще заболевают простудными заболеваниями.

Дети, которые 1-2 дня ходят в сад в желанием, а потом к ним приходит  сознание, что его здесь оставляют на долгое для него время. Или истерики и плач начинаются спустя 2-3 недели.

3. Дети. У которых в адаптацией нет видимых проблем.

Как быстро ребёнок привыкнет в детскому саду зависит от его  индивидуальных особенностей.

Различают 3 степени адаптации:

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень

 Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Тяжёлая степень

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О стабилизации адаптационного периода мы можем судить только тогда, когда все показатели придут в норму.

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Факторы, влияющие на способность ребёнка адаптироваться:

  1. Возраст. Врачи и психологи рекомендуют начать посещение детского сада в 2,5-3 лет. К этому возрасту у ребёнка сформированы практически все навыки и многие действия они могут делать самостоятельно. До этого возраста у детей есть ещё большая потребность во внимании родителей, а также иммунитет ещё не достаточно окреп.
  2. Уровень развития умений и навыков, конечно. просто необходимо, чтобы ребёнок самостоятельно ел, мог что-то надеть на себя и умел обращаться  с просьбой ко взрослому. Если нет этих умений и навыков, то ребёнку будет тяжело.
  3. 3. Состояние здоровья. Если ребёнок часто болеет. то с садиком лучше повременить, пока детский организм не окрепнет.
  4. Уровень социализации. Тут имеет большое значение тог, как ребёнок общается с другими детьми и взрослыми, насколько он коммуникабелен. Также очень многое зависит от педагога, его характера, требований, к которому попадёт ребёнок, а также от его нервной системы и взаимоотношений в семье.

Для успешной адаптации надо:

  1. Правило 1. Заранее познакомиться с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Лучше начинать посещать детский сад зимой или летом, для исключения заражения вирусными заболеваниями.
  3. Правило 3.Осмотры и посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой. Может быть и такая ситуация: ребёнок сам просит оставить его на тихий час и родители на радостях просят воспитателя его уложить спать. Этого делать ни  в коем случае нельзя, так как можно добиться неожиданного эффекта. Ребёнок просто не захочет больше приходить в садик, так как был не готов к этому.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Итак:

К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

-Покажите малышу окна группы, само здание, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание ребёнка на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

- Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

- Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

- Спокойствие родителей также не маловажно для посещения ребёнком дошкольного учреждения, малыш увереннее  себя чувствует в незнакомыми людьми.

- Не стоит забывать о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.

- Старайтесь уделять внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

-Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к меню детского сада.

-Старайтесь быть доброжелательными и вежливыми с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 30 таких же мам и пап.

- В период адаптации ребёнку противопоказаны никаких дополнительные стрессы,  таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.

- Попытайтесь спокойнее относиться к болезням после посещения детского сада.

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. Заболевание – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

- Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.

- Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.

- Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что нельзя делать в адаптационный период?

-Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.

-Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.

-Приводить больного ребёнка в детский сад.

-«Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в саду.

-Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.

-Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.

-Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.

-Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.

Попытайтесь договориться с малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей «Адаптация младших дошкольников в детском саду»

Методическая разработка для воспитателей«Адаптация младших дошкольников в детском саду»  Цель: накопление личного опыта взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителя...

Как организовать уголок книги в пространстве группы детского сада (советы начинающим воспитателям)

     «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» -  А. Т. Твардовский      Существует...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

«Культура еды и столовый этикет в детском саду». Советы молодым воспитателям от педагога-наставника.

Советы для молодых специалистов по правилам сервировки стола и культуре питания...