Консультация для родителей на тему: Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
консультация (подготовительная группа)

Сэротэтто Ольга Александровна

 

Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx10.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Овладение родным языком является одним из основных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. И взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Нарушение речевого развития отражается на развитии всей психики ребёнка, потому что сопряжено с нарушением общения. Многие родители полагаются в вопросе формирования хорошей речи у своих детей на детский сад. Однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Поэтому, и для родителей, и для воспитателей необходимо обратить внимание на мощное вспомогательное средство стимулирования и развития речи - театрализовано-игровую деятельность, которая также оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. По выражению О.П. Радыновой: «Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее…»

В ходе театрализованной деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы, а именно: расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, стимулируется развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения), общей моторики, координации и целенаправленности движений, формируется опыт поведения, стимулируется развитие творческой и поисковой деятельности, самостоятельности. Театрализованная игра помогает изменить негативные установки по отношению ребенка к себе и к способам общения со сверстниками, взрослыми, преодолеть робость и неуверенность в своих силах, если таковые имеют место быть. Кроме того, разыгрываемые детьми роли помогают раскрыть потенциал, творческие способности ребятишек, способствуют формированию внутреннего мира. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Итак, театрализованная деятельность представляет собой кладезь стимулов для разностороннего развития ребёнка. Однако в данном контексте, мы рассмотрим более подробно лишь одно узкое направление - развитие речи. Театрализовано-игровая деятельность способствует развитию как монологической, так и диалогической речи. Необходимо донести до детей, что речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни. Взрослый помогает сделать акцент то на дыхании, то на артикуляции, то на дикции, то на интонации, то на высоте звучания. А привычка к выразительной публичной речи воспитывается путем привлечения ребенка к систематическим выступлениям перед аудиторией, в том числе, во время занятий по театрализованной деятельности.

Велика роль стихов в детских театрализованных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Поэтому стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой и грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает их в процесс постановки, помогает преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивную (которая заключается в способности выражать эмоциональное состояние говорящего - вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствие как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. А желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для более быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Таким образом, включение театрализованной деятельности в педагогическую, а также коррекционно-речевую деятельность, важно и необходимо в отношении развития речи, так как она:

- стимулирует активную речь за счёт расширения и уточнения словарного запаса,

- способствует усвоению богатства родного языка и его выразительных средств (интонации, темпа, ритма, т.д.),

- способствует совершенствованию артикуляционного аппарата, формированию звуковой культуры речи;

- способствует развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса),

- способствует формированию выразительной, эмоционально насыщенной монологической и диалогической речи.

Подводя итог, отметим, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития. Это также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи, одновременно приобщая детей к культуре словесного творчества родного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...

Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по - настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К. С. Станиславский...

Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Консультация для воспитателей на тему:«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»...

Консультация для родителей на тему: «Значение пальчиковых игр на развитие речи ребенка 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему:«Значение пальчиковых игр  на развитие речи ребенка 2-3 лет»...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"

В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала...