«Изодеятельность в детском саду: методика проведения занятий»
материал (старшая группа)

Васильева Марина Александровна

методы и приёмы обучения детей изо деятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева М.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №72 Красногвардейского района

Санкт –Петербурга.

 «Изодеятельность в детском саду: методика проведения занятий»

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Теоретической базой исследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как О. Н. Зеленова, Н. В. Шайдурова, Г. Н. Давыдова, И. А. Лыкова., М. Г. Смирнова, Ю. В. Рузанова.

Методологическую базу исследования составляют методы анализа, систематизации полученных знаний, описания явлений.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики формирования творческой личности дошкольников на занятиях по обучению рисованию. Полученные результаты могут быть использованы при обучении дошкольников рисованию в условиях детского сада, а так же в кружковой работе.

Методы и приемы обучения дошкольников изодеятельности

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения,какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

• информационно-рецептивный;

• репродуктивный;

• исследовательский;

• эвристический;

• метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

• рассматривание;

• наблюдение;

• экскурсия;

• образец воспитателя;

• показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

• прием повтора;

• работа на черновиках;

• выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен, на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить, ни какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

• свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

• открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

• деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

• высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

• обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является одним из основных видов деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение. И т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т. д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.

Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид объекта, но и охарактеризовать особенности. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т. д.

Таким образом, в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности целесообразно использовать следующие методы и приемы:

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений,должны соответствовать возрасту детей.

2. Художественное слово

Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

6. Игра

На занятиях по изодеятельности используются игры:

художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра"

дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года"

графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Мы должны создавать для этого все условия: прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Литература

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА - 2004 - 463с.

Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Педагогика. - 1990. - 281с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".

В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....

Методика изодеятельности в детском саду

Методика изодеятельности в детском саду...

Изодеятельность в детском саду. Методика проведения занятий.

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено ...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Приведены цели и задачи дыхательных упражнений для младших школьников, правила проведения дыхательной гимнастики, временной план гимнастики, а также картотека дыхательных упражнений, для удобства испо...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для малышей ...