Семинар-практикум для родителей первой младшей группы на тему: "Влияние ниткографии на развитие мелкой моторики рук"
методическая разработка (младшая группа)

Веселова Анастасия Дмитриевна

Знакомство родителей с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством  техники  «Ниткография» и различных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_7._seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx108.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум                                            в первой младшей группе                                          на тему:

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2019/01/unnamed.png

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2019/01/unnamed.png


Цель: знакомство родителей с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством  техники  «Ниткография» и различных игр и упражнений.

Задачи:

  • Активизировать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребёнка
  • Показать значимость развития мелкой моторики рук для успешности детей в различных видах деятельности.
  • Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
  • Познакомить родителей со средствами развития мелкой моторики рук и условиями их использования.
  • Организовать участие родителей в практическом ознакомлении с опытом развития мелкой моторики рук с помощью рисования крупами.

Оформление группы: выставка  дидактических игр, выполненных  с использованием техники «Ниткография», выставка педагогической литературы «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Раздаточный материал: Трафареты с изображениями различных животных (ёжиков, собачек, мышек, белочек, мишек), клубки ниток разных цветов,  экраны из бархатной бумаги, клей ПВА с дозированным носиком; памятки «Как развивать мелкую моторику рук дома».

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа: подготовка презентации и трафаретов для рисования нитками.

План:

  1. Вступительное слово педагога «Большие возможности мелкой моторики»
  2. Показ презентации  «Ниткография: что и для чего?».
  3. Практическая часть: игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики с использованием техники  «Ниткография».
  4. Раздача памяток-буклетов «Как развивать мелкую моторику рук дома».
  5. Подведение итогов

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем семинаре-практикуме, посвященном очень важной теме – развитию мелкой моторики рук у детей. Это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек, которые мы начинаем массировать уже грудному младенцу, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Еще Аристотель говорил: «Рука это инструмент всех инструментов», известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... »

Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.  Доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии ребенка положительно.  Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

- Как вы думаете, какими способами можно развивать мелкую моторику рук наших малышей. Подумайте. Предположите. ( Педагог выслушивает мнение родителей).

- А я назову технику «Ниткография», которую применяю в работе с дошкольниками уже несколько лет и вижу в этом огромную пользу. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответьте коротко: одним или несколькими словами.

(Например: рисование нитью, развитие воображения, рисунок из ниток)

 - Да, название техники говорит само за себя. Ниткография это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Об этом приеме речь пойдет на нашем мероприятии, а именно, о возможностях ниткографии для развития мелкой моторики рук, а следовательно и развития речи дошкольников.

  Показ презентации  «Ниткография: что и для чего?» сопровождается рассказом воспитателя.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы.

Есть 4 вида  изобразительной деятельности с использованием ниток:

Вариант №1 — собственно ниткография. В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). На листе рисуем контур сюжета картинки клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась, и заполняем середину рисунка мелкими ниточками. Предварительно наносим клей ПВА на картинку. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Вариант № 2 — ниткопись. Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток.

Что нужно: шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение); краска (гуашь или акварель); 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция: Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные). Прикладываем чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета 

Вариант №3 — аппликация нитками. Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше.

Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Деятельность с нитками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению речевой и умственной активности, развитию воображения. Каждая новая работа у ребенка уникальна.

- Наши малыши в самом начале пути в освоении данной техники. Для работы с младшими дошкольниками техника «ниткографии»  несколько упрощена. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать. Для того чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, мы их выкладываем на специальных экранах, сделанных из ковролина,  фетра или бархатной бумаги.

Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Я уверена, у вас в каждой семье найдутся клубочки ниток и листок бархатной бумаги.

Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Для детей двух - трехлетнего возраста подойдет шнурок толщиной примерно 4–5 мм.

- Обратите внимание, на ваших столах есть весь необходимый материал, для того, чтобы вы, родители, сделали свои первые шаги на пути к технике « Ниткография» и стали главными помощниками своих малышей в её освоении.

Практическая часть: игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики с использованием техники  «Ниткография».

Занятия «ниткографией» открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха, допустить какую – либо ошибку, так как на бархатном экране её очень легко  можно исправить и добиться нужного результата. Советую вам не расстраиваться, если у вас что-то не получается.

Педагог читает стихотворение Р.Сеора « На свете все похоже»

                                                     На свете всё похоже:

                                   Змея — ремешок из кожи;

                                  Луна — на круглый глаз огромный;

                                   Кот полосатый на пижаму;

                                   Журавль — на тонкий кран подъемный;

                                   Я — на тебя, а ты на маму.

- Интересное стихотворение? С чем поэт сравнивает змею? А как бы вы еще придумали, на что похожа змея? (шланг, веревочка, ленточка). С чем сравнивают поэт луну? Журавля? А полосатого кота? Вот такой наблюдательный поэт, он заметил удивительные и забавные сходства предметов.

Сегодня мы с вами тоже попробуем понаблюдать за превращениями вот этоих веревочек. (обращает внимание на стол)

-  На что сейчас похожа веревочка? (на линию, дорожку, на палочку)

- Как вы думаете, что она делает? (лежит, дремлет, спит)

- А как она лежит, спит, дремлет (спокойно, тихо)

- А сейчас  посмотрите, что будет делать веревочка? (изгибается, как будто ползет, подкрадывается)

- А как она ползет? (легко, осторожно, тихо)

-  На что она похожа сейчас? (гусеница, червяк, волны)

- Посмотрите, что сейчас делает веревочка? ( встала, вытянулась вверх, загордилась)

- На что она похожа? ( на столб, карандаш, палочку)

- А как она стоит? (спокойно, тихо, как будто слушает)

- А теперь она стала веревочкой. Она свернулась (закрутилась).

- На что она похожа? (на змею, завиток)

- А теперь? (в круг, колесо, в баранку)

- А как она это сделала? (соединили кончики)

Вот как много интересных превращений показала нам веревочка.

А теперь давайте нарисуем, на что, по вашему мнению, похожа веревочка? Во что ее можно превратить?

- Попробуйте выложить на ваших экранах змейку, яблоко, домик. Мы пока с детьми научились выкладывать дорожки, кружочки, ленточки.

- А сейчас предлагаю Вам проявить свои творческие способности. С помощью ниток,  клея и  трафаретов создать целый зоопарк . Для начала из предложенных заготовок Вы можете выбрать те, которые особенно понравились. (Под звуки спокойной музыки родители создают, нанося на трафарет клей, и выкладывают образы животных, при помощи  ниток).

4. Итог собрания.

- Я благодарю Вас за оказанное внимание, надеюсь, что предложенная информация окажется для Вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома. К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

- Подводя итог нашей встречи, хочется отметить, что семья и детский сад вполне успешно могут сотрудничать по вопросам развития детей, в том числе, и при создании условий для развития у дошкольников мелкой моторики рук.

5. Раздача памяток «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

(Приложение 2)

- Предлагаю Вам, ознакомится с памятками, изготовленными специально к нашему собранию. В них представлены различные игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, которые Вы можете использовать в домашних условиях.

Приложение 1https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/04/19/k_5cb997e64a18e/507711_1.jpeg

Памятка для родителей

«Развитие мелкой моторики рук дома»

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  3. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  4. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок .
  5. Вешать белье, используя прищепки.
  6. Помогать отвинчивать различные пробки - у бутылок с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  7. Помогать перебирать крупу.
  8. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  9. Вытирать пыль.
  10. Включать и выключать свет.
  11. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  12. Перелистывать страницы книги.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.Используйте творческий подход, все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек

ВЕСЕЛЫХ ИГР ВАШЕМУ РЕБЕНКУ И ЕГО МАЛЕНЬКИМ ПАЛЬЧИКАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....

Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

Проект в младшей группе детского сада "Наши пальчики играют" (развитие мелкой моторики)

Как мы создавали условия для развития мелкой моторики посредством развивающих игр....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлени...

Статья на тему: Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна

Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна...