консультация для родителей воспитанников ДОУ на тему"Игрушки наших детей"
консультация

Монахова Марина Вячеславовна

Фраза дня - скажи мне, во что играет твой ребенок сегодня, и я скажу -  кем он будет завтра!

На рубеже ХIX -ХХ веков, в период становления психологии как науки, в период осмысления детства как особого этапа развития, ребенок был признан "человеком играющим", познающим действительность в особого рода деятелности, реализующимся в ней и питающимся ею. Это утверждение, с особой тщательностью исследуемое и разрабатываемое отечетственной психологической школой, казалось незыблемым в течение целого столетия  - до момента бурного развития видеотехники и внедрения компьютеров в детскую.

Детская игра и детская субкультура в целом за последние пятнадцать лет претерпела настолько существенные изменения, что сегодня мы вправе говорить о ее кризисе. Игра изменилась не только  содержательно , на уровне игровых сюжетов, вариантов и правил, но и приобрела совершенно иной пластический рисунок, иные средства для своего существования в виде экрана и мышки, а сегодня и того проще - ввиде небольшого гаджета, который умещается в кармане и собственного пальчика, которые всегда и везде с собой! более того, поколение детей, выросших перед ТV и воспитанных на компьютерных стрелялках-догонялках - т.е. недоигравшие, сточки зрения классических представлений об игре, - уже достигло родительского возраста. Новые родители (и новые молодые педагоги), в силу отсутствия собственного полноценного игрового опыта, плохо понимают, за счет чего ребенок становится, попросту говоря, нормальным и способным к продуктивной и активной деятельности. Родители стремятся "заниматься" с ребенком, но не умеют с ним играть. От детских дворовых сообществ остались одни воспоминания. Детский сад - "школу общения" - посещает лишь половина дошкольников.

В результате сегодняшняя семья оказалась без важнейших "педагогических средств к существованию". А игровая культура прошлого обернулась "ускользающим бытием". Ускользающим стало и само умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые игры в их классичемком понимании.

Но одну позицию игра сохранила и по сей день. Эта позиция связана с игрушкой. Если родители (и даже педагоги) не очень разбираются в сути детской игры, они все же твердо знают: у ребенка должны быть игрушки. Игрушка - предмет. А в обществе "развитого потребления" предмет не теряет, а приобретает  в своем весе. Поэтому игрушка сегодня становится не только источником игровой деятельности малышей, но и открывает возможностидля воздействия на взрослых. Сейчас в Москве создан целый  учебно-методический "Центр игры и игрушки". Одна из его главных задач - "развитие игровой компетентности педагогов и родителей". При этом центре имеется музей, где игрушки изучаются и  проходят целую экспертизу. Согласно концепции музея, все игрушки условно делятся на две группы. 

Игрушки первой гуппы способствуют развитию того, что психологи называют мотивационно-потребностной сферой. это куклы, мягкие игрушки, пресонажи сказок и историй - все, что несет в себе некий образ. Вторая группа игрушек способствует развитию интеллектуалных, моторных, сенсорных способностей ребенка. И если со второй группой игрушек как-то можно разобраться, то с образными игрушками дело обстоит сложнее. 

Образная игрушка используется ребенком в предметной, режиссерской или (реже) в ролевой игре. Поэтому образ, носителем которого она является, должен внятно читаться, казалось бы, простое требование, ан нет! Например, мама ищет для своего ребенка симпатичную игрушку. В магазине ей предлагают купить слоника. С первого взгляда - действительно слоник. Но на боку у него циферблат как у телефона, да и сам слоник аочему-то на кролесиках. Начинаешь думать, да слон ли это вообще, ведь похож -то он на гибрид слона с телефоном, да еще и с паровозными признаками. в итоге слон получается игрушкой весьма сомнительной привлекательности. Что с ним делать - не понятно. Этот "перенагруженный" слон создан будто бы для того, чтобы тормозить работу воображения!

Вот, к примеру, кукла - "девушка-красавица". Но руки-ноги унее  не шевелятся: она застыла в позе, которую невозможно изменить. Да к тому же улыбается. Аведь в игре случается всякое - иногда и поплакать нужно. Этой же красотке - хоть Баба Яга, хоть Кощей Бессмертный! Жизнь приятна, как в рекламном ролике. Такая кукла годится только для рекламного ролика,а не для развернутой событийной детской игры.

С адресностью развивающих игрушек тоже бывают проблемы. На конструкторах достаточно высокой сложностипишут: Рекомендовано для детей от 3 до 5 лет". Как шутих один юморист, в аннотации  сказано "от двух до пяти лет", а родителю потребовалось всего три дня, чтобы собрать указанную модель.

Правда, взрослые при покупке игрушек ориентируются не только и не столько на этикетки. По результатам опроса родителей - на покупку той или иной игрушки влияют реклама , желание ребенка, собственный вкус (нереализованные детские желаниявзрослого), ориентация на знвкомых и их выбор. На последнем месте - советы психолога. Просто потому, что советов этих как таковых нет и прочитать их толком негде.

А игрушечный рынок сегодня все-таки достаточно разнообразный. И холрошие игрушки здесь тоже присутствуют.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы раннего возраста "Какие игрушки нужны детям?"

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Организация дистанционного образовательного пространства для дошкольника с ТНР. Дистанционная консультация для родителей по текущей лексической теме «Игрушки» в период самоизоляции.

В данной работе представлен образец наглядного материала для самостоятельных игр и занятий родителей с детьми по лексической теме «Игрушки». Тема представлена во всех направлениях (связная...

Консультация для родителей воспитанников дошкольного возраста. Документы, регулирующие права детей.

Консультация для родителей по теме: "Докумененты, ригулирующие права детей"! Законодательные акты о правах ребенка на международном уровне. Советы родителям....

Консультация для родителей воспитанников «Развитие инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста»

В консультации для родителей предложены рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему "Игрушки наших детей"

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире.Необходи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Тема: «КАК СДЕЛАТЬ ЗИМНЮЮ ПРОГУЛКУ С МАЛЫШОМ ПРИЯТНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ»

Зима - такое же неповторимо красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковы, не всегда «мороз и солнце» и «под голубыми небесами, великолепными коврами...