Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей через заучивание стихотворений"
консультация (старшая группа)

Бутырёва Нина Павловна

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей через заучивание стихотворений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие связной речи у детей через заучивание стихотворений.

Залогом успешной работы с ребёнком младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста (потешки, песенки, шутки, прибаутки). Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо овладел его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др., выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Никитина и других. Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания.

Сначала стихотворение ребёнку читает взрослый, эмоционально, не торопясь. Обращайте внимание ребёнка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе с ребёнком, почему поэт написал то или иное стихотворение. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребёнку, объясняются малознакомые слова и выражения. Задайте вопросы ребёнку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а вам проверить это понимание. Обратите внимание ребёнка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приёмы, которые помогут вам при этом:

Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот приём помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно) способствует формированию выразительности речи.

Не стоит злоупотреблять хоровым произношением стихов совместно с ребёнком. Это большая ошибка. Существует вид декламационного искусства, так называемая хоровая декламация, но это искусство не доступно детям дошкольного возраста. Читая вместе с вами хором, ребёнок рубит, скандирует стихи, отбивает рифмы, приобретает манеру крикливого, бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность. Надо чаще привлекать ребёнка к индивидуальному чтению стихов, руководить выразительностью чтения, обращать внимание на удачное исполнение и никогда не заставлять ребёнка читать первому встречному ради показа, из тщеславия.

Стихи нужны детям. Будем же давать наилучшее, и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует ребёнка. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если ребёнок слышит одобрение и похвалу.