Разработка содержания мероприятия с родителями «Семья – здоровый образ жизни»
консультация (старшая группа)

Бикаева Наталья Викторовна

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания. И если мы хотим вырастить  здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

:

                                            Разработка содержания мероприятия с родителями

                                                          «Семья – здоровый образ жизни»

Выполнила Бикаева Наталья Викторовна                               Должность: воспитатель          

Место работы: МБОУ школа №57 г.о.Самара

                                                   

                                                     Тема: «Семья – здоровый образ жизни»

Форма проведения: родительское собрание в форме круглого стола.

Аудитория: родители и дети старшей группы.

Количество участников: 7 человек (воспитатели, медсестра, педагог-психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

Задачи:

  1. Повышение педагогической грамотности родителей по теме «Семья – здоровый образ жизни».
  2. Формировать у родителей ответственности за здоровье свои детей и своё здоровье.
  3. Создание радостного настроения в совместном досуге.
  4. Актуализировать детско-родительские отношения.
  5. Создавать условия для активного применения полученных умений в рамках семейного воспитания.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышена педагогическая грамотность родителей по теме «Семья – здоровый образ жизни».
  2. У родителей сформирована ответственность за здоровье детей и своё собственное.
  3. Создано радостное настроение у детей и взрослых во время досуга «Папа, мама, я – спортивная семья».
  4. Актуализированы детско-родительские отношения.
  5. Созданы условия для активного применения полученных знаний в рамках семейного воспитания.

Информационно-техническое обеспечение: магнитофон, ноутбук, экран и проектор.

Материалы и оборудование: стенды, плакаты, флаг РФ, мячи, ракетки, воланы, обручи.

Логика проведения.

Круглый стол «Семья – здоровый образ жизни».

  1. Вступительное слово воспитателя ( см. Приложение 1).

Цель: познакомить родителей с темой собрания, обозначить проблемы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

«Здоровье – не всё, но без здоровья ничто» - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Вопрос к родителям:

Каков он, по Вашему мнению, здоровый ребенок?

  1. Выступление медсестры «Как сохранить здоровье дошкольника» (см.Приложение 2)

Цель: познакомить с медицинскими показателями и нарушениями здоровья дошкольников.

Результаты специальных исследований свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

Лекция медсестры по проблемам формирования правильной осанки, гигиены зрения и сна, режима дня, важности прогулок.

  1. Выступление педагога психолога «Психическое и психологическое здоровье дошкольника» (см. Приложение 3).

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».

План выступления психолога:

-  Анализ внешних и внутренних источников угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка.

- Психическое и психологическое здоровье дошкольников.

- Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении.

Тезисы выступления представлены родителям в виде мультимедийной презентации.

  1. Дидактическая игра «Колесо здоровья» (проводит воспитатель).

Цель: выяснить приоритеты  в понимании здоровья родителями воспитанников.

Ход игры. Каждому родителю раздается лист бумаги с нарисованным кругом, разделенным на 8 секторов. В каждом секторе (по радиусу от центра круга к его краям) проставлена шкала от 1 до 10.

Родителям предлагается каждый сектор обозначить и подписать значимым для них определением, характерным для здорового ребенка. После этого оценить по шкале от 1 до 10 и закрасить ту часть сектора, насколько присуща данная характеристика его ребенку.

После окончания работы ведущий задает вопрос: «Как Вы думаете, Ваше колесо поедет?». Родители, у которых закрашен не весь круг, вероятно, ответят, что их колесо не поедет.

Ведущий спрашивает: «А как Вы думаете, что нужно, чтобы Ваше колесо поехало? Что Вы можете сделать для своего ребенка, чтобы поправить его здоровье, приобщить его к здоровому образу жизни?»

  1. Дискуссия «Роль родителей в здоровом образе жизни детей»

Цель: подвести родителей к пониманию приоритетного влияния семьи на формирование здорового образа жизни детей.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, кто несет ответственность за воспитание ребенка в целом и приобщение его здоровому образу жизни в частности: детский сад или семья?
  2. Что является более приоритетным в Вашей семье в выходные: домашние дела, поход в гости или прогулка с ребенком?
  3. Нужен ли детям режим дня? Зачем? (обобщение информации, полученной от медицинской сестры)
  4. Как Вы думаете, нужно ли спать днем ребенку старшего дошкольного возраста?
  5. Какие методы и формы здоровьесбережения детей Вы применяете в своей семье?
  6. Как Вы проводите свои выходные дни и отпуска? Какие занятия предпочитает ребенок?
  7. Сколько времени проводит ребенок за просмотром телевизора и компьютерными играми?

  1. Заключительное слово педагога.

Цель: обобщить информацию по организации здоровьесберегающего  пространства в семьях воспитанников.

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни:

  1. Рациональный режим.
  2. Систематические физкультурные занятия.
  3. Посещение спортивных кружков и секций.
  4. Прогулки на свежем воздухе.
  5. Закаливание.
  6. Правильное питание.
  7. Доверие и взаимопонимание родителя и ребенка.
  8. Проведение совместных спортивных мероприятий, досугов.

  1. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 4).

Приглашение родителей и детей к участию в спортивном празднике.

Приложение 1

Вступительное слово воспитателя

Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здоровья - ничто», - говорил мудрый Сократ .

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.

С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок?

(Высказывания родителей.)

Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

Приложение 2.

 «Как сохранить здоровье дошкольника»

Выступление медсестры детского сада.

1. Формирование правильной осанки

Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех детей-первоклассников у 8% - нарушение осанки, у 10% - плоскостопие, у 10% - сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц, их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, гак и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка «комплекс». Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Выполнять пять простых правил формирования осанки:

  1. Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани - предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...
  2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она - правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
  1. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
  2. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
  3. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка - маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

2. Берегите зрение ребенка

У 13% детей-младших школьников - отклонение зрения.

Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не врожденное наследственное отклонение, можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстояние ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки - конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

3. Режим дня

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня - это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это - рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

  • продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
  • необходимое время должно быть отведено на сон.

4.        Пребывание детей на воздухе

Пребывание детей на воздухе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

5.        Гигиена сна

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне - будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьше зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т. к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Приложение 3.

«Психологическое здоровье дошкольника»

Выступление педагога-психолога  детского сада.

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».

Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:

  • Манипулирование детьми.
  • Индивидуально-личностные особенности персонала.
  • Межличностные отношения детей в группе.
  • Враждебность окружающей среды.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
  • Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
  • Неправильная организация общения.
  • Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  • Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

  • Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
  • Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
  • Отсутствие автономности.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.

Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.

Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.

В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна.

Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития ребенка.

К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:

– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;

– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.

Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.

Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.

У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.

Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности — эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.

С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические приемы.

Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.

В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.

Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.

Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение  рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском  саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышеной  тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали  роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать  в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению  к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат  тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании  — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.

Приложение 4.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

1 часть.

Открытие соревнований. Парад.

Звучит фонограмма «Марш-Самара». В зал входят две команды детей старшего дошкольного возраста - «Богатыри» и «Силачи».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы рады приветствовать вас на нашем спортивном празднике. Мы приглашаем участвовать дружные и  спортивные семьи.

Звучит фонограмма «Гимн России»

Ведущий:

«Всем ребятам наш привет и такое слово,

Спорт любите с детских лет,

Будете здоровы.

Ну-ка, дружно детвора,

Крикнем все - физкульт-ура!

На нашем празднике есть настоящие судьи, которые будут оценивать вас.

Проводится представление жюри.

Приветствие капитана команды «Богатыри».

Наш девиз быть смелыми, ловкими, умелыми.

С нами детский сад, друзья и вся спортивная семья!

2-ой ребенок:

По утрам приходим в сад,

Чтоб здоровье укреплять

Надо спортом заниматься,

Прыгать, бегать и метать.

Капитан команды «Силачи»:

Мы со спортом дружим смело,

Мы с утра прогоним лень.

Будем смелыми, умелыми

И весёлыми целый день.

2 ребенок:     

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим

Спорт - помощник,

Спорт - здоровье,

Спорт - игра и красота.

Всем участникам - физкульт-ура! (все вместе)

Ведущий:  Приглашаю вас, ребята на разминку. Звучит фонограмма. Разминка с  элементами спортивной аэробики.

Ведущий: На спортивную площадку приглашаю дети вас. Праздник спорта и здоровья начинается сейчас. Ребята! Вы готовы к соревнованиям? Дети:     Всегда готовы!

II часть. Соревнования.

1-ая эстафета «Самый быстрый»

Две команды строятся друг за другом у стартовой черты, в руке у первых детей - маленький мяч. По сигналу: первый в командах бежит, пролезает в тоннель, обегает конус, возвращается тем же способом и передаёт мяч следующему в команде ит.д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

2-ая эстафета «Тяжёлая атлетика»

Родители располагаются с одной стороны спортивной площадки, дети - с другой стороны. По сигналу, родители взявшись за руки, бегут к своему ребёнку. Ребёнок садится на скрещенные руки родителей, держась за их плечи, и все вместе возвращаются к своей команде...

Ведущий: Дети! Пока коллегия судей подводит итоги по результатам двух эстафет, команда «Богатыри» приглашается на музыкальную паузу. Исполняют танец «Спортивные зверята», под фонограмму.

3-я эстафета. «Бадминтон».

Каждый участник (и родители) проносят на ракетке волан вокруг ориентира, и возвращается к своей команде.

4-ая эстафета «Кенгуру».

От стартовой линии до ориентира стартуют две команды, удерживая мяч между колен и, возвратясь обратно передают следующему участнику... Затем тоже самое задание выполняют родители и по желанию воспитатели.

5-ая эстафета «Паучки».

Со стартовой линии до ориентира, паучки ползут на скорость по 5 человек от каждой команды. Выигрывает команда, чей участник пришёл первый.

6-ая эстафета «Шарики».

Участники двух команд поочередно бегут к воздушному шарику, садятся на него так, чтобы он как можно быстрее лопнул. Обратно возвращаются только после того, как шарик лопнул.

III часть.

Ведущий приглашает на музыкальную паузу команду «Силачи» и «Богатыри» Танец на больших мячах «Хоп».

Судьи подводят итоги, определяют победителей и призёров, затем все участники получают сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Семья здоровый образ жизни

      Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. . Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить з...

Мероприятие с детьми и родителями "Семья: здоровый образ жизни"

Задачи: 1. Организовать совместное досуговое мероприятие для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здо...

Конспект досугового мероприятия для детей и родителей "СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” в группе старшего дошкольного возраста

Конспект досугового мероприятия для детей и родителей "СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”в группе старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Семья – здоровый образ жизни»

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.«Здоровье – не все, но без здоровья &ndash...

Консультация для родителей «Семья – здоровый образ жизни»

   Как сделать, чтобы ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстанов...

Консультация для родителей «Семья — здоровый образ жизни».

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось ...

Конспект мероприятия с родителями "Семья-здоровый образ жизни"

Конспект совместного мероприятия с родителямиТема: «Семья – здоровый образ жизни»Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с др...