статья:" Сюжетно-ролевая игра как один из методов формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Фролова Марина Валентиновна

Статья посвященна вопросу  подготовки ребёнка к школе. Отвечает на такие вопросы, как:  что входит в понятие "готовность к школе";  как узнать, готов ли ребёнок к школе и как ему можно в этом помочь? Так как в дошкольный период игра является  основным видом деятельности ребёнка , то именно она оказывает  наибольшее влияние на развитие дошкольника.  В статье подробно раскрывается влияние сюжетно-ролевой игры на формирование качеств и способностей, необходимых для успешного перехода ребёнка от игры к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_i_shkola.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра  как один из методов формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Как подготовить ребёнка к школе, чтобы переход от игры к учебной деятельности прошел наиболее комфортно? Как узнать, готов ли ребёнок к поступлению в школу, какие критерии отвечают этому параметру?

Эти вопросы часто задают себе родители, дети которых достигли шестилетнего возраста. Давайте попробуем разобраться.

В современном мире высоких технологий  и коммуникативных процессов происходят большие изменения  в воспитании детей. Это отражается и на требованиях подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.   Школьное обучение, состоящее из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка. В последнее время преобладает тенденция к  их увеличению, повышается  сложность учебных материалов, информационная насыщенность. Основная линия  в подготовке детей   к школе приобретает выраженную когнитивную направленность. По существу, цель дошкольного воспитания сводится к формированию у детей конкретных знаний, умений, навыков, содержание которых связывается с ранним обучением счету, чтению, письму без учета самоценности этого периода жизни.  

Проблема готовности ребёнка к школе стала одной из наиболее актуальных проблем современной психологии.  

Начало школьного обучения – закономерный этап в жизни каждого ребенка. Но, к сожалению, по результатам многочисленных исследований, не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, отмечается низкий уровень произвольности внимания и памяти, неправильное формирование способов учебной работы, низкий уровень развития самоконтроля, преобладает неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Готовность детей к школе – это  задача многогранная, охватывающая все сферы жизни дошкольника. От ее решения зависит успешность последующего обучения, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека. Для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако этого недостаточно, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Поэтому первоочередная задача педагогов и родителей создать условия для всестороннего и гармоничного развития личности.

 Так что же включает в себя "готовность к школе"?

 Это многокомпонентное понятие, которое состоит из:

Физическая или физиологическая (общая) готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.

Специальная готовность подразумевает наличие сформированности предпосылок учебной деятельности:

-умение принять любую учебную задачу

-умение точно выполнять задания.

- умение планировать и контролировать свою работу, а также оценивать результат.

-овладение общим темпом и ритмом работы.          

Интеллектуальная или психологическая  готовность включает в себя не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности, овладение средствами познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование и др.).

Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование      которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку, наличие социально-нравственных качеств (активность, ответственность, инициативность) У старшего дошкольника появляется представление о себе как члене общества. Очень важна сформированность коммуникативных качеств.

Мотивационная готовность  выявляется в том, что ребенок стремится к функции ученика . Психолог Леонтьев А. Н.  выделил шесть групп мотивов, которые определяют отношение ученика к школе: социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы, оценочные мотивы, позиционные мотивы (в основном это внешняя атрибутика), внешние мотивы, игровые мотивы.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов оказывают положительное влияние на формирование готовности к школе и дальнейшую успеваемость .

Эмоционально-волевая готовность 

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют понятие "готовность к школе".

Роль игры в подготовке к школе.

К сожалению, в современных реалиях, информационная перенасыщенность чаще всего подменяет ребенку продуктивную игровую деятельность, что оказывает деформирующее влияние на становление личности ребенка.

Но как и какие игры могут повлиять на формирование качеств, присущих школьнику? Существуют игры разных направленностей: дидактические, настольно-печатные, подвижные, хороводные, строительные, игры-забавы и драматизации. Все они несут в себе огромный вклад в развитие тех или иных качеств, способностей и умений ребенка.  В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством взрослого. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. 

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. М. И. Лисина, изучавшая формирование общения отмечает, что общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Те действия, которые дети осуществляют в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами других людей. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в процессе реальных взаимоотношений по поводу игры дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, сотрудничать. Все это является результатом коммуникативной деятельности и создает основу для развития коммуникативных умений дошкольников.
     Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. 

 Ролевая игра  имеет решающее  значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. 

Cюжетно - ролевая игра способствует развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, так как дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной) .

Как показывают исследования многих психологов, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение данная игра имеет для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности дошкольника к школе.

Важнейшим критерием готовности ребёнка к школьному обучению является психологическая готовность, а именно становление возможности принятия им учебной задачи.

Психологическая готовность формируется в игре. Если ребёнок не освоил в достаточной степени сюжетно-ролевую и другие различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. Именно в игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.  

А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.

Логические операции в старшем дошкольном  возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».

Это нашло отражение в экспериментах Л.С. Славиной, где простейшие примеры на сложение и вычитание предъявлялись ребенку сначала вне игровой ситуации, а затем в сюжетно-ролевой игре в «магазин». Вне игры дети неохотно выполняли задания, всем свои видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.

Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно.

З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.

З.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение сюжетно-ролевой игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию [.

Итак, игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения при исполнении роли.

 Социальный мотив к походу в школу тоже закладывается в сюжетной игре. В этом случае игра - это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, разобраться в их системе отношений. Играя в школьника, ребёнок изживает страх перед новым этапом своей жизни, понимает, что это новая, возможно, сложная, но интересная позиция - позиция школьника. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ сделать это - пойти в школу.

Из всего вышесказанного следует, что  сюжетно-ролевая  игра эффективнее, чем  другие виды деятельности влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра  имеет решающее  значение для развития воображения, в ходе сюжетно-ролевой игры создаются наилучшие условия для возникновение произвольной памяти. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, создает основу для развития коммуникативных умений дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь.

В сюжетно-ролевых играх развиваются качества, необходимые для последующего учения в школе. Данные игры имеют решающее значение для  формирования     непосредственных предпосылок учебной деятельности.

В сюжетно-ролевых играх ребенок учится сознательно подчиняться правилам, которые легко становятся для него внутренними. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения этого задания, можно утверждать, что решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном   возрасте имеет именно развитие сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является оптимальным средством формирования готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни.  И главной задачей родителей и педагогов является создание  оптимальных условий для самореализации ребёнка в игре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...

Готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к с...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Система упражнений по формированию готовности к школе, а следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим...

Консультация для педагогов: «Мотивационная и психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста»

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это не тольк...

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности...