Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста в системе здорового образа жизни
консультация

Хайруллина Альфия Мифтаховна

Средства физического развития и закаливания дошкольника (общая характеристика)

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья; совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание; развитие двигательных умений; повышение физической и умственной работоспособности; необходимой для обучения в школе.

В дошкольном возрасте физкуль­тура помогает развитию и совершен­ствованию двигательных навыков - ходьбы, бега, лазания, метания, ук­репляет нервную систему, сердце, легкие, способствует гармоничному развитию всего организма. Подбор и количество упражнений должны соответствовать возможностям ребенка и вызывать у него бодрое, ве­селое настроение, доставляя удо­вольствие и радость.

Занятия физической культурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

Как считают современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет - родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам и принципам физической культуры.

Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей.

В дошкольном возрасте широко используются утренняя гигиеническая гимнастика, специально организуемые занятия физкультурой, прогулки и, конечно, подвижные и спортивные игры. Безусловно, все средства физического развития и закаливания дошкольника должны быть включены в режим дня ребенка.

 

Утренняя гимнастика

Обратите внимание, на первое место в системе здорового образа жизни мы ставим утреннюю гимнастику. В чем же ее целебная сила?

День дошкольника начинается с утренней гимнастики (зарядки).

Вдумайтесь в слово «зарядка». Утренняя гимнастика действительно как бы «заряжает» человека бодростью на весь день. Вспомните, как часто утром, поднимаясь с постели, вы чувствуете себя вялыми, расслабленными, голова тяже­лая и мышцы словно ватные. Ученые разгадали «секрет» этого явления. Оказывается, когда мы спим, наш мозг заторможен, почти все его 14 млрд. клеток (кроме отдельных «сторожевых постов») отдыхают, выключены из работы. Понятно, что утром мозг «просыпается» не весь сразу, ему для этого нужен какой-то дополнительный срок.

Утренняя зарядка как раз и предназначена для того, чтобы побыстрее пробудить организм. Физические упражнения пробудили мозг, а он - остальные органы. Благотворно влияя на течение нервных процессов, утренняя гимнастика создает заряд активности, тонизирует нервную и мышечную системы ребенка. Он, выполнив вместе с вами несколько упражнений, будет ощущать бодрость, силу, у него появится хорошее настроение и высокая работоспособность на весь день.

Кроме того, утренняя гимнастика способствует предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний, которые, к сожалению,  уже нередко встречаются у  младших школьников.

Для того, чтобы утренняя зарядка вошла в ежедневный распорядок вашего ребенка и стала приятной привычкой, то начните заниматься ею вместе с ребенком и придерживайтесь нескольких советов (правил).

Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша, откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

1. Первое правило - утренняя гимнастика должна доставлять радость, удовольствие - таково первое правило и основное условие при занятиях физкультурой. Поэтому, еще лежа в постели, настройтесь на предстоящий комплекс упражнений, внушите себе, что занятия необходимы, что они принесут пользу вашему здоровью. Эффект зарядки от подобной настройки повысится. Лучше всего строить зарядку в виде игры, объясняя ребенку каждое упражнение, чтобы оно было понятно ему и доступно. С этой целью родители сами разучивают все упражнения, чтобы уметь показать их. Участие взрослого в игре, его благожелательный тон, хорошее настроение передаются ребенку и побуждают его к активности.

2. Второе правило - систематичность. Надо делать гимнастику ежедневно, только тогда она укрепит здоровье ваших детей.

3. Третье правило - соблюдать принцип постепенности физической нагрузки. Нельзя, например, встав с постели, сразу же начинать бегать или прыгать без соответствующей подготовки. Нужно сделать предварительно несколько более легких упражнений, иначе бег и подскоки могут оказать неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему. Вот почему обычно рекомендуют начинать зарядку с медленной, постепенно убыстряющейся ходьбы.

4. Четвертое правило - придерживаться последовательности в выполнении упражнений, вовлекая в работу вначале мышцы шеи, верхних конечностей и туловища, а затем - нижних конечностей.

Каждый комплекс утренней зарядки строится так, чтобы в работу поочередно включались другие группы мышц, а уже потрудившиеся в это время отдыхали. Благодаря такой последовательности достигается наибольший эффект от занятий. Увеличивая число повторений того или иного упражнения, мы укрепляем те или иные мышечные группы, устраняем индивидуальные недостатки осанки. Добиться желаемых результатов можно только постепенностью физической нагрузки.

5. Пятое правило - периодическое чередование упражнений. Дело в том, что организм довольно быстро приспосабливается к тем или иным видам упражнений и они перестают оказывать должное действие. Вот почему примерно каждый месяц комплекс нужно обновлять, обратившись за помощью к  преподавателю физкультуры.

Родители могут и сами составить двигательные рассказы-игры, используя знакомые детям образы («Самолетики», «Маленькие волшебники», «Прогулка по лесу», «Путешествие на необитаемый остров» и т.п.). Тем самым взрослые помогут ребенку правильно выполнять упражнения не сухой командой, а включаясь в игру сами и соблюдая при этом весе её условия, создавая простор для детской фантазии.

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

1) потягивание;

2) ходьба (на месте или в движении);

3) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

4) упражнения для мышц туловища и живота;

5) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

6) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед, в стороны);

7) упражнения силового характера;

8) упражнения на расслабление;

9) дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений, связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантелями (0,3 - 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка. Если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Не забывайте также о правильном дыхании во время выполнения упражнений! При выполнении ребенком упражнений нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание. Малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох.

Вдох и выдох должны следовать друг за другом в строгой последовательности (ритмично). Вдох делается, когда вы выпрямляетесь, разводите или поднимаете руки, выпрямляете ноги, а выдох - при наклоне, сведении рук, сгибании ног. Во всех случаях нужно избегать задержки дыхания и натуживания. Выполнение упражнений всегда связано с усилением дыхания, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы вдыхаемый воздух был свежим. В теплое время года гимнастику проводят при открытых окнах или на свежем воздухе, а зимой - при открытой форточке.

Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, не сгибал колени при выполнении движений для туловища.

Самая подходящая одежда и обувь для утренней зарядки - трусики, майка,  носки и тапочки. Для упражнений, выполняемых лежа, надо иметь чистую, достаточно плотную подстилку или коврик. Если вы и ваш ребенок уже достаточно закалены, то выполнять утреннюю гимнастику целесообразно босиком. Это будет и хорошей закаливающей процедурой, и прекрасной профилактикой плоскостопия у детей.

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. Она является великолепным средством закаливания ребенка, особенно если сочетать ее с водными процедурами: умыванием, обливанием, душем.

Однако с помощью одной утренней гимнастики все задачи физического воспитания решить не удается. В развитии двигательной культуры ребенка наибольшее значение имеет гимнастика.

 

Гимнастика в режиме дня

Гимнастика - это система специально подобранных физических упражнений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка, на формирование физического совершенства дошкольника. Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям ребенка красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие психофизических качеств, таких как  ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплину, развивает внимание, память, мышление. Её влияние на организм и личность ребенка усиливается под воздействием музыки, у ребенка развивается чувство ритма и красоты. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть своим телом. Специально подобранные упражнения позволяют воздействовать на отстающие в развитии группы мышц, восстановить нарушенные после болезни двигательные реакции и возможности организма.

Гимнастические упражнения, вырабатывающие точные, правильные и экономные движения, входят в специально организованные для ребенка дошкольного возраста занятия, проводимые не реже 3-4 раз в неделю (в дошкольных образовательных учреждениях и центрах развития ребенка), а по возможности и ежедневно (дома).

С целью воспитания двигательных навыков, развития точности и правильности движений, развития потребности и желания заниматься гимнастикой, обучение выполнению гимнастических упражнений нужно начинать еще с полуторамесячного возраста ребенка. Обязательны они и для дошкольника.

Для занятий гимнастикой дома удобнее всего выделить в режиме дня время через 40 минут - 1 час после еды. Продолжительность их не превышает обычно 10-15 минут. Занятия проводят в комнате или на свежем воздухе. Если в квартире есть дети одного возраста (или с небольшой разницей в возрасте), лучше объединить их для совместных занятий. Ребенку нравится выполнять упражнения, особенно если его одеть в легкую форму - футболку, трусы или шортики (для девочек хороши купальники) и тапочки. Пособия для гимнастики в этом возрасте весьма несложны: круглая гимнастическая палка диаметром 2 см и длиной 60-80 см, резиновый мяч диаметром 20 см,  обруч, веревочная скакалка, теннисный мяч. Для занятий понадобятся еще стульчик или табуретка, поролоновый модуль или небольшая диванная подушка. Желательно, чтобы все эти и другие простые гимнастические предметы (кегли, резинки-жгуты, кубики, дорожки, ленточки и т.п.) имелись в каждом доме и были доступны для детей, не убирайте их далеко в шкаф. Важно, чтобы ребенок, увидев предмет, захотел бы сам позаниматься с ним или предложил бы вам поиграть с ним в мяч, проползти под скакалкой, привязанной к стулу и т. д. Не отказывайте ребенку в удовольствии и потребности быть подвижным, а значит физически совершенным. И конечно же, не забывайте про игры - подвижные, а не интеллектуальные!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни"

Одним   из важнейших  условий  воспитания  здорового  поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях   всё  уск...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование

В статье раскрываются основные формы, методы, средства  олимпийского образования дошкольников...

Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста.

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».А.Шопенгауэр...

Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения за­болеваемости и повышения уровня работоспособности детей яв­ляется закаливание организма. Солнце, воздух и вода — факто­ры, при систематическом во...

физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста

"Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов" В.В.Гориневский...

консультация для родителей "Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста."

"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий, счастливее больного короля"  А.Шопенгауэр...