Консультация для родителей на тему: «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Вершинина Светлана Евгеньевна

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов.  По наблюдениям педагогов у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_rodit-y.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Рекомендации для родителей

по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

(Консультация для родителей)

Подготовила:

воспитатель изодеятельности

Вершинина С. Е.

г. Пыть-Ях


Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук

у старших дошкольников

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов.  По многим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Рекомендуется шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать и в 7 лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения.

Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

Первые успехи вызовут раздражение, и даже разочарование. Необходимо научиться самим и научить ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание; различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов); пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей и воспитателей.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.
  • при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;
  • для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;
  • время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.

Для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
-
разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером   заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;  

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

- разбор круп и т.д.

Работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

        Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь. Для развития своего ребенка, родители должны  дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное - не красота, а их экологичность, безопасность и эффективность с точки зрения развития ребенка.

Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

Родителям важно помнить, что относиться к вопросу развития мелкой моторики рук необходимо со всей ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Консультация для воспитателей по теме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различны...

Консультация для родителей: «Способы и рекомендации для занятий по развитию мелкой моторики»

Родителей всегда волнует вопрос, какими способами обеспечить полноценное развитие своего ребенка. Так вот, именно развитие мелкой моторики и предоставляет такую возможность....

Консультация для родителей на тему : " Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников." ( Самообразование) . Октябрь 2022г.

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи:-повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.-заинтересовать родителей...

рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы пров...

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста и первоклассников

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь....