12.08.2021 г "Научите ребенка наблюдать"
консультация (подготовительная группа)

Клепикова Юлия Владимировна

«Природа - это книга,

которую надо прочитать

и правильно понять...»

(М. Налбандян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchite_rebenka_nablyudat.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Научите ребенка наблюдать»

Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. За чем же можно наблюдать в природе?

Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Формировать умения видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство   прекрасного. 

Для ребенка любое действие – игра. Наблюдая за окружающей жизнью, ребенок научится видеть то, на что не обратил бы внимание взрослый человек. Задача взрослого правильно проговаривать наблюдаемое действие. Увиденное ребенком изменения дает возможность мышлению, развитию речи, описательному рассказу. Вопросов много, нужно находить много ответов.

Учите видеть и наблюдать за растениями и животными. Сравнивать их с героями мультфильмов, сказок, рассказов. Каждое новое в увиденном – закреплять в рисунке, в описательном коротком рассказе.

 Знакомство и наблюдение за сезонными изменениями в природе могут помочь ребенку увидеть в грустном радостное, в грязном красивое, в неинтересном – трогательное. Дождь, который помешал прогулке можно показать, как сказочное происшествие – земле нужно «подпитаться». В солнечный жаркий день придумать солнечные ванны для растений. В снежный день – окутать одеялом природу.

Учите видеть людей – пешеходы, жители города, сезонная одежда, настроение, походка… Замечая сходства и различия ребенок научится сравнивать, замечать перемены настроения, научится радоваться и сострадать, особенно в наше время, когда за нехваткой внимания теряем любовь, сострадание, терпимость…

Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет, характер поверхности. При наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые звуки, привычки. Так дети начинают более внимательно наблюдать за повадками домашних питомцев. Увидев что-то новое – делиться впечатлениями, показывать в движении, придумывании новых игр. В наблюдении за птицами научатся видеть повадки, характер, передвижение, как и чем питаются, как можно им помочь. Это все дает возможность ощутить нужность окружающему миру.

 Все зависит от фантазии взрослого. Ребенок подхватит ситуацию. Тем самым, ребенок научится видеть, наблюдать, рассматривать, замечать, и, в конце концов, составлять рассказы, а в дальнейшем, уже обучаясь в школе – писать, описывать, сочинять. В правильном подходе к наблюдениям взрослые помогают ребенку во всестороннем развитии. С маленьким человеком нужно говорить и объяснять по-взрослому. Только тогда ребенок научится мыслить, говорить, видеть, наблюдать.

В процессе наблюдения взрослый задает вопрос, в котором обязательно должен заключаться предмет исследования, наблюдения, объект. Наблюдаемое действие сравнивать между собой, показывать взаимосвязь с различными явлениями природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в данный момент. Чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.

Важно, чтобы диалог с ребенком – когда они не только слушают, но и еще обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепятся в их сознании. Так ребенок учится проговаривать новые слова, составлять предложения, описывать ситуации.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, но для этого он должен видеть ваш интерес наблюдаемому объекту.    

В сердце каждого ребенка наполнено особым светом к удивительному миру природы, звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет его смотреть, слушать, думать.

Так задача взрослых научить наблюдать за происходящим, а для этого самим нужно замечать интересный загадочный мир природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка наблюдать за зимними явлениями на прогулке"

Полезная информация о том, как научить ребенка наблюдать за зимними природными явлениями....

Консультация "Учим ребенка наблюдать за природой"

Для успешной реализации общеобразовательной программы и образовательной области «Познание», в которой ребёнок познаёт мир природы, важно поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреп...

Как научить ребенка наблюдать за комнатными растениями

Конспекты занятий по наблюдению за комнатными растениями...

Консультация Научите ребенка наблюдать

Советы родителять о наблюдениях за природой...

Учим ребенка наблюдать

Консультация для родителей...