Консультация для родителей на тему: "Детские вопросы и как на них отвечать"
консультация

Стекольникова Ольга Сергеевна

Показать значение детских вопросов в развитии любознательности, развивать у родителей умение правильно отвечать на них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Детские вопросы и как на них отвечать».

Подготовила воспитатель: Стекольникова Ольга Сергеевна

Цель: Показать значение детских вопросов в развитии любознательности, развивать у родителей умение правильно отвечать на них.

        В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими - либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

        Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и в сего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

         На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

         Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»  

        В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?», «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

        В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок, как правило, превращается из сосредоточенно молчащего человека в интересующегося всем на свете говорливого непоседу. Именно в это время у него появляется интерес к познанию мира. Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы, либо с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается. Но подобное поведение не приносит ожидаемого результата, так как ребёнок не успокаивается, пока не получит разъяснения об интересующем его предмете, а по ходу задаст ещё и массу дополнительных вопросов.

        Отвечая на вопросы, волнующие ребенка, необходимо помнить, что все дети разные, и формулировать свой ответ родители должны, исходя из конкретных обстоятельств и особенностей характера ребёнка. 

         Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5—5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» в результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

         Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

         Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

         Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, то, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность.

Так как же стоит отвечать на детские вопросы?

Вот несколько советов:

-  Отвечайте максимально просто и доступно детскому пониманию.

-  Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

-  Воспринимайте вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.

- Стимулируйте ребёнка, поощряйте познавательную активность и не забывайте хвалить, показывать своё уважение.

- Признайтесь, если некоторые детские вопросы ставят вас в тупик.

Что не нужно делать:

- Не надо специально сажать ребёнка напротив себя в позе послушного ученика и отвечать на поставленный им вопрос. Это не ваш монолог и не лекция на заданную тему, т.к., вступая с ребёнком в дискуссию, вы быстрее ответите на вопрос, ведь на многое ребёнок сможет ответить сам в ходе вашей с ним беседы.

- Не надо мяться и краснеть, словно ребёнок своим вопросом застал вас врасплох.

- Не надо замалчивать, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе ещё рано знать».

- Не обманывайте ребёнка, отвечая на его вопрос, даже если он, с вашей точки зрения, носит провокационный характер.

- Не следует давать ребёнку информацию, которая ему не нужна.

           Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

       В этом возрасте дети пропускают всю информацию через себя, через собственное восприятия. У дошкольников в этот период стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов; с геометрической прогрессией пополняется словарный запас; фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет. Не стоит обижать ребёнка своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

      Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить своё восприятие мира. Он ждёт от вас знаний, дискуссий, сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе познания окружающего. Но если вы не сможете составить ему компанию, ответная реакция малыша может быть неоднозначной: либо он отправится исследовать мир самостоятельно и в поисках правды разберёт что-нибудь до последнего винтика, либо растеряет свою любознательность, интерес, желание открывать новое. Позже, на уроках в школе, он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками: «Ему ничего не интересно!» А ведь малышу было интересно, но его никто не поддержал, не разделил этот интерес. Поэтому обязательно хвалите ребёнка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости, удивляйтесь его уму и наблюдательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Детские вопросы. Как на них отвечать".

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток  знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрест...

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»

О чем  спрашивают дошкольники и как отвечать на детские вопросы....

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать».

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые....

консультация для родителей на тему "Детские вопросы: как на них отвечать?"

Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы:«Почему, зачем, как?»- сколько таких вопросов вы слышите в течение дня?...

Консультация для родителей на тему: «Детские вопросы и как на них отвечать»

Цель консультации – показать значение детских вопросов   в развитии любознательности дошкольника, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них....

консультация для родителей на тему "Детские вопросы. Как на них отвечать"

в основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив, в этой статье вы узнаете как отвечать малышу на вопросы, которые кажутся слишком взрослыми....