«Влияние художественной литературы на речевое развитие детей»
консультация (старшая группа)

Туйманкина Лариса Андреевна

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Родничок»

Моргаушского района Чувашской Республики

Консультация для родителей на тему:

«Влияние художественной литературы на речевое развитие детей»

                                                                   Составила: Туйманкина Л.А.

Кадикасы 2016

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками речевого развития ребенка.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также активно осваивают средства художественной выразительности.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи особое значение приобретают: владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

В младшей группе используются произведения разных жанров. Дети учатся слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Необходимо постоянно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекать ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Коза и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок» - предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «Рукавичка», «3аюшкина избушка», «Три медведя» ​дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносит педагог, закладывая основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Посредством потешек: «Котик», «Петушок», «Водичка», «Расти коса до пояса», «Ты, мороз-мороз», «Солнышко - ведрышко», песенки о весне, зиме, загадки о домашних животных, птицах, диких животных детям даются образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребята легко запоминают такие образы, как «петушок - золотой гребешок», «козлятушки - ​ребятушки», «коза-дереза» и др.

Содержание стихотворений: «Игрушки» А.Барто, «Мой Мишка» З.Александровой - воспитывают у малышей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Дети повторяют их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Особенно детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, в частности произведения К. Чуковского, С. Михалкова «Мой щенок», А.Барто «Медвежонок​ - невежа». При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. В дошкольные годы жизни ребенка необходимо ввести его в прекрасный мир художественной литературы, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед.

учеб. заведен –М.: Издательский центр «Академия», 2006.–400 с.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. –72 c.

3. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М. - 2007.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А.Сохина. –М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. - 2001.6. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. - 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей

Художественная литература  рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По сл...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...

Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....

"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "

Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....