Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании детей"
методическая разработка

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей» проводилось с целью ознакомления родителей с разными видами родительского авторитета, с семейными ценностями, традициями и включало в себя анкетирование, мастер-класс по изготовлению коробочки для сюрпризов и совместное решение проблемных ситуаций, возникающих при воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod_sobr.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей»

Цель: Сплотить с помощью беседы родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

Задачи:

  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, детские работы,

варианты ситуаций; картон для поделки.

Ход собрания:

1) Уважаемые папы и мамы!

 Наше родительское собрание мы посвятим сегодня воспитанию детей в семье и родительскому авторитету. Авторитет с латинского – власть, влияние.

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. 

 Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринуждённости, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей,- то авторитета родителей в такой семье не бывает. Однако любовь и уважение в семье - не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально- нравственные отношения между всеми членами семьи, многое зависит от личных качеств отца и матери. Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребёнок сел на голову». Как быть?

Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребёнок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребёнка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: я - мать, я - отец. Такие призывы не получают отклика в душе ребёнка. С обещаниями нужно быть особенно осторожным. Невыполнение даже единожды обещанного - надо суметь объяснить. Если дети ещё не всё могут понять в дошкольном возрасте, то пройдёт время и они начнут «переоценивать ценности» и ясно осознают, за что можно уважать отца или мать, за что - нет.

Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Увлечения родителей, музыкой, танцами, рукоделием, рисованием, если они проходят на глазах ребёнка, приобщение к этому детей, обогащают и облагораживают семейные отношения, сближают родителей и детей.

В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом не потерять авторитет. Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.

Одной из самых распространённых моделей семейного воспитания считается авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери способствуют воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

Другая модель семейного воспитания - ложный авторитет доброты. В семьях такого типа родители разрешают ребёнку всё. Малыш живёт в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти и каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, требования, мало дающий обществу и семье, не признающий запретов. Такие дети трудно входят в детский коллектив.

Противоположная модель семейного воспитания - ложный авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых молодых семьях, живущих со своими родителями, такая модель воспитания часто исходит от представителей старшего поколения, которые требуют подчинения не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают реализоваться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаться, кричат, часто наказывают ребёнка. Естественно, что ребёнок вырастает безвольным, замкнутым, забитым или, наоборот, деспотом.

Весьма распространён в последние годы и другой тип ложного авторитета в семье - авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчёркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют, в них царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами и бездельниками.

Ещё одна разновидность ложного авторитета семейного воспитания- авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе, родители, сами того не замечая, «покупают» у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…»- часто можно услышать в разговоре взрослого с ребёнком. В такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.

Часто встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых, например, мягкая, снисходительная, всё прощающая мать и суровый, чрезмерно требовательный отец. Ребёнок в таких семьях, в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них.

Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей. Авторитет- это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Основа авторитета родителей - это прежде всего требовательное отношение к себе.

2) Роль семьи в воспитании ребенка.

Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь!» Семья является благодатной почвой, где наше маленькое семечко начинает прорастать и расти. Как вы думаете, что означает слово «семья»?  (слайд 3 определение со словаря)      

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки (слайд 4).Вот некоторые из них:

  -Не красна изба углами, а красна пирогами.

 - Какого на дому, такого и самому.

 - Дети не в тягость, а   в радость.

 - Когда семья вместе, и сердце на месте.

 - Семья сильна, когда крыша над ней одна.

 - Семья в куче, не страшна и туча.

Обратите внимание на 5 слайд (здесь представлено социологическое исследование). Как мы видим семья занимает главное место в нравственном воспитании ребенка. Детский сад(слайд 6)играет важную роль, однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика.

(слайд 7)Василий Александрович Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Вот что писал выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь».«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом».

Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода нецензурные слова. Стараться обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы. Благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

(слайд 9)Если мы вспоминаем свое детство, какие моменты первыми приходят в голову? Иногда что-то особенное, а иногда просто ежедневные совместные дела. Семейные праздники, традиционные выезды на рыбалку или в лес, совместное наряжание елки, замешивание теста для знаменитых бабушкиных пирожков или выковыривание косточек из вишен для варенья. Всё это греют наши души воспоминаниями, когда мы вырастаем.Традиции дают нам чувство общности. А какие у вас существуют традиции?

Несколько примеров того, какими могут быть традиции и обычаи семьи.

  1. Ежевечерняя встреча с обсуждением всего хорошего, что случилось за день;
  2. Совместное проведение досуга (это могут быть как загородные поездки каждые выходные, так и посещение всей семьей культурных мероприятий; зимой – катание на коньках и лыжах, летом - катание на велосипедах, роликах, сбор грибов);
  3. Подготовка к праздникам (изготовлении подарков, совместное наряжание елки, сервировка стола);
  4. Домашняя выпечка и праздничное чаепитие по выходным.

Поэтому не забывайте с детьми совместно проводить семейные праздники и обычаи, это очень важно для наших детей.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого.

Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

 (слайд 12)А теперь нужно закончить предложение.Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Давайте постараемся не допускать все эти ошибки.

А теперь окунемся в мир сказок и рассмотрим несколько примеров. В сказках – кладезь мудрости воспитания. Изначально с миром сказок детей знакомят мама и папы, а также бабушки и дедушки. (слайд 13). Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл сказки – преемственность поколений, учит жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

(слайд 14) Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.

(слайд 15) Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести.

(слайд 16) Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Поэтому читайте как можно больше сказок своим детям. Мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Хорошие родители используют следующие методы в воспитании: Чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребёнка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, хорошее уважительное отношение друг к другу в семье.

Практическая деятельность

  1. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? А теперь рассмотрим несколько ситуаций (слайд 11).

СИТУАЦИЯ №1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить погулять. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Воспитатель. Семья для ребёнка – школа подготовки к жизни. В семье должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой попросил помочь собрать конструктор, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему как это можно сделать, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Воспитатель. Противоположенным примером этому может служить поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не яркий пример переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Воспитатель. Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

  1. Анкета для родителей (Слайд 3- 16) По результатам анкеты можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку, что исполните его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не будете вмешиваться?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

в) не могу – 1 балл.

Результаты: От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 29 баллов – ваш метод воспитания «кнут и пряник».

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Ознакомление родителей с памяткой  «Наказывая, подумай: зачем?» Семь правил для всех  (Владимир Леви.)

Практическая часть встречи «Мастер- класс: коробочка для сюрпризов своими руками».

Подарки детей родителям (рисунки «Моя дружная семья»)

Итог собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Вэтом выступлении говорится о роли подвижных игр в умственном, нравственном воспитании,отом, что подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и ...

Сценарий родительского собранения по теме "Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Сценарий родительского собранения по теме "Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Собрание для родителей старшего дошкольного возраста по формированию нравственных качеств у детей.  Форма проведения поисково- апробационная игра....

Родительское собрание на тему"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Цель:Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;Помочь родителям найти ключ к решению многих ...

Родительское собрание Младшая группа «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.Задачи:1. Побудить родителей к размышлениям об особе...

Родительское собрание на тему: «Роль отца в семейном воспитании»

- Папа для ребёнка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить предст...