Родительское собрание «Роль семьи в формирование речи детей старшего дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Тушакова Наркиза Хисамовна

Родительское собрание поможет родителям  систематизировать знания по обучению грамоте. Познакомит с новым видом совместной деятельности взрослого и детей,поможет  сделать тематическую папку "Лэпбук по развитию речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel._sobr.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ясалинский детский сад «Солнышко»

Родительское собрание

«Роль семьи в  формирование речи  детей в старшей группе».

                                              Выполнила: воспитатель Тушакова Н.Х

Яр – Сале 2019

Роль семьи в  формирование речи  детей в старшей группе.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Цель:познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Поиск новых форм взаимодействия детей и родителей при совместной деятельности, направленной на формирование речи дошкольника.

Задачи:

предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;

привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.

побудить родителей на создание лэпбуков с детьми.

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. состоят из звуков. Это основные элементы, которые должен освоить ребенок.

Основная часть.

 Предложение  Слоги

  1. – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Формированию умения выделять предложения из речи, отработке интонации конца предложения, а также различению понятий предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. В содержание обучения входит обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради (первая полоска или линия имеет подъем, указывающий, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы). Затем выделяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, дети обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию.

Задание для родителей:

  • Составление предложений по опорной картине из 3, 4, 5 слов. Запись схемой, анализ схемы
  • Составление предложения по схеме
  • Работа с деформированными предложениями.

2. Деление слов на слоги.

Слово можно делить на слоги при помощи хлопков, прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов, загибать пальчики на каждый слог.

Уже в детском саду ребенка можно знакомить с правилом: Сколько в слове гласных столько и слогов-это знает каждый из учеников! С этим правилом можно знакомить ребенка при проведении звукового анализа, когда ребенок, с помощью наглядной схемы может увидеть, сколько в слове гласных звуков.

Задание для родителей:

  • Подели словечко
  • Разложи картинки в домики (корзинки)
  • «Собери слово» (слоговой синтез МА – МА)
  1. Звуковой анализ слов - основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.

Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные (КАКИЕ?)

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные: Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь".

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М´). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).

Обучая детей звуковому анализу необходимо особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы?БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ, А ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ)

Задание для родителей:

  • Провести звуковой анализ слова по готовой схеме (при звуковом анализе проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков.Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа обозначаетсязвуками-фишками – заместителями букв)
  • Найди место звука в слове роза

Практическая часть.

Изготовление лэпбука.

В переводе с английского языка  лэпбук - « записная книжка», это тип откидной однопредметной книги.

Как правило книги делают самостоятельно, вся информация должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается  в виде рисунков, небольших текстов, схем, стишков и т.д. Основная ценность дидактического материала заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает  ребенок. Лэпбук – учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованием. Работа происходит в определенной последовательности: 1. Выбор темы. 2. Составление плана поиска информации. 3. Проработка макета книги. 4. Изучение материала, подбор материала.

Работа над созданием лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого развиваются творческие способности, и у ребенка поддерживается интерес к обучению.

Итог.

- Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим « многопроводящим», перед телевизионным и компьютерным экраном детям, эта задача зачастую становится непосильной.

Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.

И помните главное:                                                                                                                        

   —  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

 — чаще общайтесь с ребенком;                                                                                                      

 — чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

Литература:

 Обучение грамоте Е. Бортникова, издательский дом « Литур»,2013. Екатеренбург.

Развитие интереса и способности к чтению у детей 6 – 7 лет. Е.В. Калесникова, издательство «Ювента», М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»Цельдать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка ...

Конспект родительского собрания "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии....

Родительское собрание "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Подборка игр для родителей совместно с детьми на кухне...

Родительское собрание "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

В нашей группе проводилось родительское собрание по данной теме.Целью собрания было повышение уровня педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности детей младшего дошкольного во...

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

1.Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2.Заинтересовать проблемой;3.Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;4.Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных си...

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...