Отчёт по сказкам финансовой грамотности подготовительная группа
материал (подготовительная группа)

У нас в детском саду в феврале 2021г.прошла методичеакая неделя по финансовой грамотности.Я оформила в своей группе уголок,провела Нод,беседы,дидактические игры,дала родителям консультацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста по средством сказки»

 « Сказка для ребёнка- такое же серьёзное и настоящее дело,

 как игра: она нужна  ему для того , чтобы определиться,

 чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

            Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное  направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

      Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные  экономические  процессы,  так привлекают малышей.

         Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».

            Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

        Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок  и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок,  как бы становиться её действующим  лицом.  Потребность в  сказке сохраняется у него на многие годы.

        В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

 2.Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;

3.  Способствовать формированию  экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар, бюджет, потребности, труд);

4. Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра) России;

5.Раскрыть сущность понятия « семейный бюджет» ( заработная плата, стипендия, пенсия);

 6.Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий « труд-продукт-деньги»;

7. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях;

             Работу по экономическому воспитанию начала с  исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских  сказках экономическое содержание  развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Затем разработала перспективный план, который

- деньги,

-труд,

- бюджет семьи,

- доход и расход,

- товар. 

 Сказки  расположила  в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о деньгах,потребностях,, затем о труде, товаре, и о труде

Для раскрытия этих экономических категорий  выбрала следующие сказки:

-  Понятие «деньги» раскрывается в сказке  К.И. Чуковского  « Муха- Цокотуха». Экономические понятия: Деньги(монеты),Доход,

Товар ,реклама,накопления,банк.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи?

Ответ: прибыль от находки денежки.

-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?

Ответ: электрический чайник.

-Какую рекламу можно сделать,  чтобы Муха вместо самовара купила чайник?

Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.

-А если у Мухи-Цокотухи  останутся деньги, что еще можно купить?

Ответ: чайную посуду, угощение.

-Что еще  Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?

Ответ: положить  деньги  под проценты в банк на выгодных условиях.

Герои сказки-насекомые.

Вывод: Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их  можно заработать  и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам,  уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.

 Раскрывающая  потребности:  К. И. Чуковского « Телефон», Экономические категории: потребности и возможности.

?  Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом)

Формирующая представление о рациональном выборе матриала английская сказка « Три поросёнка». -  Для раскрытие  труда, использую  сказки» Три поросёнка

Ситуация 1Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.

Содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

О чем спорили поросята?

? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как можно назвать слово «материал» по-другому?

«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 2. Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом.Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.

Вопросы к детям:

? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

? Что такое расход?

? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

- Понятие «товар»  раскрывается в сказке  К. И. Чуковского « Федорино горе» 

Экономические категории: труд, результат труда.

Вопросы:

?  Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

?  Каким образом Федора их вернула?

?  Как Федору отблагодарили за труд?

?  Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы:

?  Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

?  Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

?  Почему беглецы вернулись к Федоре?

?  Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод:  Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

 - Было проведено НоД по сказке  А. Толстого  «Приключения Буратино» - формируется  представление о способах увеличения дохода .

Опираясь  на ведущий в педагогике дошкольного детства,  принцип наглядности я старалась подбирать доступный для воспитания с помощью презентаций,иллюстративный материал (книги), дидактическим играм , с помощью которых направляла детей на развитие экономического мышления, воспитания таких качеств личности  как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономическими понятиями  «деньги», «зарплата»,«потребность», «товар», «доходы»,»расходы».»банк».»банкомат»

Знакомя  детей со сказкой старалась  вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей  на  «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

 

   Разработала дидактические игры, такие как:  « Кто, что делает?», « Кто трудиться, кто играет?», « Какие бывают доходы?» и другие, проблемные ситуации.   с детьми  разыгрывали экономических ситуаций из сказок,  К.Чуковского « Муха- цокотуха»,и «Телефон» .

      Параллельно  вела работу с родителями 

С родителями проводились консультации « Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы, давались рекомендации о том, как следует общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания.



Предварительный просмотр:

Отчёт на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста по средством сказки»

 « Сказка для ребёнка- такое же серьёзное и настоящее дело,

 как игра: она нужна  ему для того , чтобы определиться,

 чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

            Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное  направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

      Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные  экономические  процессы,  так привлекают малышей.

         Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».

            Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

        Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок  и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок,  как бы становиться её действующим  лицом.  Потребность в  сказке сохраняется у него на многие годы.

        В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

 2.Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;

3.  Способствовать формированию  экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар, бюджет, потребности, труд);

4. Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра) России;

5.Раскрыть сущность понятия « семейный бюджет» ( заработная плата, стипендия, пенсия);

 6.Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий « труд-продукт-деньги»;

7. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях;

             Работу по экономическому воспитанию начала с  исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских  сказках экономическое содержание  развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Затем разработала перспективный план, который

- деньги,

-труд,

- бюджет семьи,

- доход и расход,

- товар. 

 Сказки  расположила  в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о деньгах,потребностях,, затем о труде, товаре, и о труде

Для раскрытия этих экономических категорий  выбрала следующие сказки:

-  Понятие «деньги» раскрывается в сказке  К.И. Чуковского  « Муха- Цокотуха». Экономические понятия: Деньги(монеты),Доход,

Товар ,реклама,накопления,банк.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи?

Ответ: прибыль от находки денежки.

-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?

Ответ: электрический чайник.

-Какую рекламу можно сделать,  чтобы Муха вместо самовара купила чайник?

Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.

-А если у Мухи-Цокотухи  останутся деньги, что еще можно купить?

Ответ: чайную посуду, угощение.

-Что еще  Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?

Ответ: положить  деньги  под проценты в банк на выгодных условиях.

Герои сказки-насекомые.

Вывод: Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их  можно заработать  и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам,  уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.

 Раскрывающая  потребности:  К. И. Чуковского « Телефон», Экономические категории: потребности и возможности.

?  Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом)

Формирующая представление о рациональном выборе матриала английская сказка « Три поросёнка». -  Для раскрытие  труда, использую  сказки» Три поросёнка

Ситуация 1Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.

Содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

О чем спорили поросята?

? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как можно назвать слово «материал» по-другому?

«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 2. Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом.Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.

Вопросы к детям:

? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

? Что такое расход?

? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

- Понятие «товар»  раскрывается в сказке  К. И. Чуковского « Федорино горе» 

Экономические категории: труд, результат труда.

Вопросы:

?  Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

?  Каким образом Федора их вернула?

?  Как Федору отблагодарили за труд?

?  Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы:

?  Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

?  Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

?  Почему беглецы вернулись к Федоре?

?  Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод:  Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

 - Было проведено НоД по сказке  А. Толстого  «Приключения Буратино» - формируется  представление о способах увеличения дохода .

Опираясь  на ведущий в педагогике дошкольного детства,  принцип наглядности я старалась подбирать доступный для воспитания с помощью презентаций,иллюстративный материал (книги), дидактическим играм , с помощью которых направляла детей на развитие экономического мышления, воспитания таких качеств личности  как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономическими понятиями  «деньги», «зарплата»,«потребность», «товар», «доходы»,»расходы».»банк».»банкомат»

Знакомя  детей со сказкой старалась  вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей  на  «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

 

   Разработала дидактические игры, такие как:  « Кто, что делает?», « Кто трудиться, кто играет?», « Какие бывают доходы?» и другие, проблемные ситуации.   с детьми  разыгрывали экономических ситуаций из сказок,  К.Чуковского « Муха- цокотуха»,и «Телефон» .

      Параллельно  вела работу с родителями 

С родителями проводились консультации « Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы, давались рекомендации о том, как следует общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЁТ О РАБОТЕ творческой группы МБДОУ д/с «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка по реализации III этапа (обобщающий) экспериментальной деятельности "Апробация и внедрение примерной ООП "Мир открытий" в практику дошкольного образования" сл.Б. Мартыновка

Творческая  группа педагогов  – одна из форм повышения качества дошкольного образования. Одной из эффективных форм качества дошкольного образования является работа творческой группы. Тв...

Отчёт воспитателей второй младшей группы «Солнышко» за первое полугодие 2016 – 2017 учебного года.

Отчёт воспитателей второй младшей группы «Солнышко» за первое полугодие по всем образовательным областям....

Отчёт по Финансовой грамотности.

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...

Отчёт по финансовой грамотности

ОТЧЕТО СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВво второй младшей группе №31 «Крепыши»...

Отчёт Неделя финансовой грамотности

В рамках проведения Всероссийской недели финансовой грамотности в подготовительной группе «Пчёлки» были проведены беседы «Что такое деньги? Зачем они нужны?», «Совре...