Психологическое развитие ребенка от рождения до года
консультация (младшая группа)

Ровенских Валентина Владимировна_1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie-wps_office.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития ребенка до одного года

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей. Психика ребенка начинает формироваться ещё во время беременности и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, эмоционального состояния вашего малыша. Ведь, в первый год закладываются такие важные вещи как: умение любить и строить близкие отношения с другими людьми, доверять миру, иметь активную жизненную позицию и проявлять инициативу, верить в собственные силы и чувствовать себя успешным.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности формирования психики новорожденного. Мы постараемся ответить на вопросы об особенностях психического развития ребенка до года и что необходимо знать родителям, для того чтобы развитие малыша было гармоничным.

Как происходит формирование нервной системы у ребенка?

Формирование головного мозга начинается с первых недель беременности. Изначально, вся нервная система представлена лишь нервной пластинкой, которая шаг за шагом становится нервной трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

      Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность. Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа. Таким образом, ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, и период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту жизни в мозге создаются новые и новые связи между нейронами. Словно мостики, прокладываются новые связи между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение новых знаний, усвоение информации.  Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в нашей Галактике. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний.

Каково значение первого года жизни для формирования центральной нервной системы и психики ребенка?

Первые годы жизни малыша служат ему ступенью для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков. Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей. Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние.  Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария.

Каковы особенности развития психики у детей первого года жизни?

Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у малыша проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Наша задача помочь разобраться, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя. Конечно, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Обобщая выше сказанное, важно помнить:

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых. Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у малютки возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Прогресс развития психики ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и чем крепче становится эмоциональная связь между ними. Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться.

Второе полугодие важно для младенца потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

Возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

Что такое «комплекс оживления» и его значение в развитии психики новорожденного?

«Комплекс оживления» — это яркая эмоциональная реакция у ребенка первых месяцев жизни на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. Появление «комплекса оживления» говорит, что период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Реакция оживления имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. С одной стороны, она дифференцируется и трансформируется в другие, более сложные реакции. Даже у многих взрослых людей можно заметить характерные проявления реакции оживления при встрече приятного человека или обретении какой-то важной вещи. С другой стороны, реакция оживления — это первый прорыв в области предметного восприятия окружающей действительности. До этого зрительное восприятие является полевым, в нем нет особенной структуры, нет предметов. Когда мы смотрим на сильно абстракционистскую картину, мы испытываем примерно такие же ощущения, что и новорожденный ребенок.

«Комплекс оживления» при виде мамы эволюционирует в течение первых месяцев, становится более бурным, а после достижения ребенком четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции: он служит ответной реакцией на приближение взрослого. он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение. На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

Какие факторы могут негативно сказываться на формирование психики ребенка?

Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят: уровень образования родителей ребенка ниже среднего; неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод; психические проблемы у одного из родителей или близких родственников; низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости; жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подвергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если малыш находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чьё детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и первого года жизни играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому маме важно питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание

мамы не сказывалось отрицательно на ребенке. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани.

Каковы современные подходы к созданию оптимальных условий для развития психики ребенка до года у педиатров и детских психологов?

Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова. Он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего «я». То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого младенца разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга. Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: потребность ребенка в безопасности; когнитивные потребности ребенка; эмоциональные потребности ребенка. В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности, если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности стремление активно познавать окружающий мир.

Таким образом для родителей самое главное знать, в чём именно нуждается малыш!

     Все детки совершенно разные. Кто-то крепко спит по 3 часа и мило улыбается в короткий промежуток бодрствования. Кто-то — вообще как будто не спит, только висит в полусне на груди и регулярно плачет. Кто-то — сначала хорошо спал, потом перестал. Или наоборот. Но есть основные тенденции, которые признаны абсолютно нормальными:

малыш хочет постоянно находиться на руках;

малыш может постоянно сосать грудь (особенно, в первые 40 дней);

малышу нужно, чтоб на все его потребности реагировали почти мгновенно.

      В жизни младенца очень много стресса. Он попал в совершенно новый неизвестный мир, и ему нужно быть уверенным, что хоть на кого-то он здесь может рассчитывать. Что кто-то придет на помощь по первому зову. Утешит, накормит, поможет уснуть. В первые месяцы ребенку точно не нужен дополнительный стресс. Не так важно, как часто вы носите своего малыша на руках, используете ли слинг, есть ли совместный сон… Важно, чтоб все потребности малыша удовлетворялись своевременно. И об этих потребностях ваш малыш сообщает очень четко — своим кряхтением или плачем. Разумеется, не всегда возможно избежать плача. Если у ребенка сильно болит животик или есть какие-то нарушения здоровья — он все равно будет плакать. В таких случаях лучше вспомнить правило «не впадайте в стресс» и сказать, что вы делаете все возможное.

     Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определённый уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой?

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с мамой. Если с ребенком не разговаривать, его мозг развивается хуже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Развитие ребенка, от рождения - до года

Развитие ребенка до года по месяцамЧто должен уметь новорожденный? Сколько малышу положено спать? Какие игрушки ему нужны?...

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года....

"Возрастные и психологические особенности детей 7-го года жизни" (По материалам: Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – М: Учпедгиз, 1960г.)

Старший  дошкольный  возраст  является  этапом  интенсивного  психологического  развития.  Именно  в  этом возрасте  про...

Психологическое развитие ребенка: от рождения до 3 лет

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно...

Календарь развития ребенка от рождения до года

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА1 месяц На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, ...