Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе.
консультация

Хайрова Юлия Александровна

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul.gimnastika.docx127.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://vk.vkfaces.com/854128/v854128320/103ee5/yIJ1S7lPmro.jpg

ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений: статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы и динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнения за раз.
  • Упражнение не должно доводит орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения и отказ ребенка выполнять гимнастику.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • Проводить их лучше в игровой форме.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом: Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите его, похвалите.

Помните, что для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.

Статические подготовительные упражнения

1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на   нижнюю   губу.   Следить, чтобы   язык   не   дрожал.   Держать 8 сек.

 2.  «Чашечка».  Рот широко раскрыть.  Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 8 сек.

3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении   8 сек.

4.«Горка».   Рот приоткрыть.  Боковые края языка    прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 8 сек.

5.  «Трубочка».  Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.  

Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   чётко, медленно.

 Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 6-8 раз.

2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу, щёлкнуть   языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 6-8 раз.

3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Проделать 8 раз.   В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 6-8 раз.

5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 6-8 раз.

6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 6-8 раз.

7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 8 раз, меняя направление.

8.  «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 8 раз. В отличие от упражнения  «Горка»  язык  в  форме  валика  перемещается вперед-назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Консультации для родителей по теме: "Значение логопедической работы с детьми"

О воспитании правильной и чистой речи, как одной из важных задач в коррекционно-образовательном учереждении, правила,которые необходимо соблюдать при проведении занятий...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Значение логопедической работы в дошкольном возрасте для предупреждения школьных трудностей

Презентация о речевой готовности к школьному обучению и актуальности логопедической работы, направленной на профилактику школьных трудностей....

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР.

Методическая разработкаЛогопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-ло...

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. (презентация)

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-логопед ГБДОУ № 14 ...