Консультация для родителей: «Кризис трёх лет»
консультация (младшая группа)

Каляева Елена

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_tryoh.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Кризис трёх лет»

Согласно концепции, Льва Семёновича Выготского, имеются три точки зрения на данную проблему, основываясь на которые следует анализировать кризис трёх лет.

Во – первых, говорит Выготский, мы должны предположить, что все перемены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования переходного типа. Следовательно, когда мы будем анализировать симптомы кризиса, мы должны хотя бы предположительно ответить на вопрос, что нового возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое исчезает после него. Затем мы должны рассмотреть, какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит. И наконец, оценить критический возраст с точки зрения зоны ближайшего развития, то есть отношения к следующему возрасту.

        Выдающийся психолог, считает, что все перемены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого – либо новообразования переходного типа.

        Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трёхлетнего возраста, надо прежде всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трёх лет.

        Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса,- возникновение негативизма. Надо четко себе представить, о чём здесь идёт речь. Негативизм надо отличать от обычного непослушания.

        При негативизме все поведение ребёнка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.

        Выготский называет негативизмом такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать толь потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

        Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает что-либо потому, что его об этом попросили.

Второй симптом кризиса трёх лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости.

Упрямство – такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Третий симптомом кризиса трёх лет – строптивость. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребёнок отвечает на всё, что ему предлагают и что делают.

Четвёртый симптом кризиса трёх лет – своеволие, своенравие. Оно заключается в стремлении ребёнка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребёнок хочет всё делать сам.

Три следующих симптома кризиса трёх лет имеют второстепенное значение, но их тоже нужно принять во внимание.

Первый – протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и всё это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И указывают на ещё один двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. У ребёнка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать всё, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет». Ребёнок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребёнок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трёх лет.

По мнению учёного, в кризисе трёх лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребёнок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребёнка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребёнка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

Лев Семёнович Выготский также обращает наше внимание на так называемый второй пояс симптомов, то есть о последствиях основных симптомов, о их дальнейшем развитии. Они в свою очередь делятся на две группы. Одна – это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребёнка, его аффективной (эмоциональной) сферы, всего что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризисе трёх лет мы не нередко видим появления невротических реакций, например энурез (ночное недержание мочи). Ребенок при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, то есть своеобразного рода приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясётся, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заострённые черты негативизма, упрямства, обесценивания, протеста, о которых мы уже говорили.

Обобщая фактическую картину симптомов кризиса трёх лет, мы не можем не согласиться с исследователями, которые утверждаю, что кризис в сущности говоря, протекает прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка.

Итак, что же существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребёнка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности – «я», то есть возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребёнка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах: Детская психология Том 4 [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2012. - 431с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Кризис трёх лет"

Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...

Консультация для родителей: "Кризис трёх лет".

Кризис трёх лет - один из наиболее сложных периодов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения собственного "Я". Ребёнок отделяется от взрослых, п...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"...

Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Плякова Е Ю воспитатель МДОУ  ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не  знают как над...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей:" Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"

Консультация для родителей:"Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"...