Консультация для родителей "Компьютер в жизни дошкольника. Компьютерная зависимость"
консультация (подготовительная группа)

Наши дети растут и развиваются в компьютерный век. Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как найти нужную информацию, загрузить мультфильм. Когда взрослые сами проводят за компьютером время, им просто в голову не приходит, что может быть плохого, если малыш посидит часок за любимой игрой, заодно и мама отдохнет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Компьютер в жизни дошкольника.

Компьютерная зависимость»

Подготовила воспитатель: Устинских О.И.   2021г.

        Наши дети растут и развиваются в компьютерный век. Компьютер стал

привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся

своим ребенком, когда он лучше их знает, как найти нужную информацию,

загрузить мультфильм. Когда взрослые сами проводят за компьютером

время, им просто в голову не приходит, что может быть плохого, если малыш

посидит часок за любимой игрой, заодно и мама отдохнет.

 «Плюсы», «минусы» использования компьютера детьми-дошкольниками, причины формирования и профилактика компьютерной

зависимости.

  • Обучающий потенциал
  • Информационный потенциал
  • нагрузка на зрение
  • нарушение осанки,
  • психическая нагрузка: сенсорная перегрузка, перенапряжение

нервной системы (как следствие агрессия, эмоциональная

неуравновешенность, тревожность, нарушения сна)

  • ухудшение памяти
  • возникновение зависимости

        Реальность такова, что дети гораздо больше подвержены возникновению компьютерной зависимости, чем взрослые: в дошкольном возрасте формируется ядро личности человека, ребенок сильнее идентифицирует себя с игровым образом, реальность и вымысел, сильно слитые. Дошкольник, имеющий ту или иную стадию компьютерной зависимости – реалии нашего времени.

Стадии формирования игровой компьютерной зависимости:

Стадия легкой увлеченности. Появляется интерес к сюжету игры,

происходит соотнесение себя с главным героем, нравится графика, музыка,

динамика игры.

Специфика стадии в том, что игра в компьютер носит скорее ситуационный,

нежели систематический, характер. Устойчивая потребность в игре пока не

сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека

Стадия увлеченности. Игра приобретает систематический характер и

становится способом бегства от реальности и замещения значимых

потребностей. Если возможности сесть за любимую игру нет, человек

прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в

ценностно-смысловой сфере зависимого. Происходит изменение

самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Стадия привязанности. Это последняя, завершающая стадия в

компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой

активности человека. Игрок держит дистанцию с компьютером, однако,

полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся

потребности в виртуальной реальности он не в силах. Этот период может

длиться долго, и важным будет считаться уровень снижения

неконтролируемой тяги.

        Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр. После того, как игра постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

        Большая часть современных разработчиков компьютерных игр делают

все возможное, чтобы перехода на стадию привязанности не произошло.

        Такие игры построены на рефлексе подкрепления в виде постоянных бонусов и усовершенствования боевой амуниции, магии и харизмы. Игрок, в такой игре не замечает, что по факту он всего лишь подопытная мышь с

выработанным рефлексом нажимать на кнопку за бонус (подкрепление),

который своим поведением лишь подтверждает эксперименты Скиннера.

Геймер не может остановиться, т.к. все время есть иллюзия, что можно

достичь еще большего статуса в игре, собрать еще больше бонусов.

Основные критерии, определяющие зависимость от

компьютера

1. Нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

2. Раздражение при вынужденном отвлечении;

3. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с

компьютером;

4. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления

как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств

компьютера;

5. Забывание о домашних делах, обязанностях по дому, встречах и

договоренностях в ходе игры на компьютере;

6. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу

проведения большего количества времени за компьютером;

7. Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной

пищей, не отрываясь от компьютера;

8. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные

последствия, как для физического, так и для психического здоровья.

        Компьютерная зависимость как социально-психологическая проблема

современности имеет свои социальные источники и причины

ПРИЧИНЫ

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных

отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники)

не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного

выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются

состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и

чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не

слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не

только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и

другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в

поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби,

привязанностей, не связанных с компьютером.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими,

отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может

свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического

недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от

общения с ним, или у ребёнка развились черты характера,

препятствующие установлению дружеских привязанностей:

замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность,

обидчивость, агрессивность.

4. Неудовлетворенные притязания. Эта причина схожа с

предшествующей. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка,

он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он -

главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель,

первый разрушитель (или созидатель).

В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ,

противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая,

более «выгодная» самопрезентация.

5. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые

игры в домашней обстановке на глазах у ребенка.

6. отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка

самостоятельно играть, организовывать свою игру;

7. ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где

бы он чувствовал себя хозяином;

8. низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах,

зависимость его от мнения окружающих;

ПРОФИЛАКТИКА

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно

рекомендовать выполнять следующие правила.

  • Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника –

20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы

ребенка.

Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

  • Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных

ключей, отрывающих дверь во внутренний мир наших детей.

  • Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик.
  •  Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые

устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами

зависимыми? Курение, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший

рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

  • Контролируйте занятость у ребенка (кружки, широкие интересы).
  • Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение.
  • Играйте в настольные и другие игры.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Роль книги в жизни дошкольника".

Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, и мир в целом. В дошкольном детстве необходимо как можно больше внима...

Консультация:"Роль игры в жизни дошкольника"

Игра ведущая деятельность дошкольника....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: "Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста"

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю ...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста»

Наши дети растут и развиваются в компьютерный век. Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как найти нужную информа...

Консультация для родителей: «Причины и степень компьютерной зависимости». (подготовительная группа)

причины   Причины возникновения компьютерной зависимости; профилактика компьютерной зависимости....