«Как подготовить дошкольника к школе»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Арефьева Юлия Александровна
Подготовка ребёнка к обучению в школе - одна из актуальных проблем в образовании. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она полностью меняется и создаёт новые формы режима жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. К школе ребёнка подготавливать необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно. Но возможно частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.Подготовка детей к обучению в школе - это ответственный процесс, лежащий во многом на плечах родителей дошкольника и его воспитателей, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_doshkolnika_k_shkole.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Как подготовить дошкольника к школе»

Подготовка ребёнка к обучению в школе - одна из актуальных проблем в образовании. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она полностью меняется и создаёт новые формы режима жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. К школе ребёнка подготавливать необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно. Но возможно частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.
Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения. Подготовка детей к обучению в школе - это ответственный процесс, лежащий во многом на плечах родителей дошкольника и его воспитателей, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения. Подготовка к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов.
Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и волевую.

Подготовка к школе - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие:

готовность физиологическая,

готовность психологическая,

 готовность социальная или личностная.

Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.
Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке, так как организм быстро утомляется. У ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ребёнку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

 Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

 Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.  Эмоционально отзывчивый. Ребёнок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.  

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.  Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

этому научиться. Что же включает в себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
-он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
-ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
-должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Немаловажную роль в успешной адаптации ребенка к школе играет посещение им дошкольного образовательного учреждения, где ребенок имеет непосредственно контакт со сверстниками и со взрослыми (в том числе воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и конечно психологом).
Успех в решении такой сложной и важной задачи, как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно.

Процесс адаптации связан с резким изменением социальной ситуации развития, со способностью индивида принимать новые цели жизнедеятельности. Принося в новый коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы.
Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связано с уровнем его готовности к школе. Многие дети приходят в первый класс не приготовленными к обучению. Причиной данного явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам, как в учебной деятельности, так и личностном развитии ребенка. Для таких детей характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, плохая усвояемость учебной программы, трудности в установлении контактов с учителями и сверстниками.
Таким образом, родителям очень важно обратить внимание на готовность своего ребенка к школе — на уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает ребенка к школе. Дети радуются, что им купят новую красивую форму, пенал и т. п. Внешние аксессуары к школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажется заманчивыми к старшему дошкольнику. Но оказывается это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью -учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умения и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет очень трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по- детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо, если занятия у них вызывают непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнить задание из чувства долга, то такой первоклассник делает его небрежно и ему трудно достичь нужного результата.

Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связано с уровнем его готовности к школе. Многие дети приходят в первый класс не приготовленными к обучению. Причиной данного явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам, как в учебной деятельности, так и личностном развитии ребенка. Для таких детей характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, плохая усвояемость учебной программы, трудности в установлении контактов с учителями и сверстниками.

Успех в решении такой сложной и важной задачи, как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно.
Таким образом, родителям очень важно обратить внимание на готовность своего ребенка к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Первый раз в первый класс или как подготовить дошкольника к обучению в школе»

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Педагоги готовы ночи напролет учить малыша читать, родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действ...

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ ХОРОШО ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК БУДЕТ УСПЕШЕН В УЧЁБЕ?

Какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы его обучение проходило успешным? И что для этого надо  делать?...

Как подготовить дошкольника к школе

Советы для родителей: "Как подготовить дошкольника к школе"...

Как подготовить дошкольника к школе

Советы для родителей "Как подготовить дошкольника  к школе"...

Памятка для родителей. "Как подготовить дошкольника к школе?"

Памятка для родителей детей, посещающих дошкольные организации....