Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»
консультация (средняя группа)

Маргарита Карамышева

Общеизвестно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы в развитии личности ребёнка. На важность приобщения дошкольников к книге, красоте художественного слова указывают многие психологи, педагоги, лингвисты, такие как Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_vospityyvaem_chitatelya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

«Воспитываем будущего читателя»

Общеизвестно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы в развитии личности ребёнка. На важность приобщения дошкольников к книге, красоте художественного слова указывают многие психологи, педагоги, лингвисты, такие как Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский и др.

Между тем вначале 21 века специалисты всё чаще говорят об активном внедрении в жизнь ребёнка компьютерно - информационных технологий, снижающих статус литературы, резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру. Сегодня мы с сожалением констатируем. Что чтение занимает в жизни наших детей всё меньше и меньше места.

Что же теряют наши дети ( и мы сами) от того, что из нашей жизни уходит чтение? Если относится к чтению вслух как к особой форме между взрослым и ребёнком дошкольником, можно сказать, что снижение интереса к чтению свидетельствует об утрате духовности, ведь большая часть духовных и нравственных ценностей передаётся с книгами. Именно поэтому необходимо приобщать ребёнка к чтению. Не просто учить читать, а воспитывать желание читать, желание познавать новое через общение с книгой. Взрослый должен стать примером любви к чтению, привить культуру чтения. Наиболее эффективной формой в решении этой задачи является совместное чтение. Это прекрасная возможность провести вечер с пользой в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Специалисты в области детского чтения единодушно считают, что воспитывать в ребёнке читателя необходимо с того момента, когда ребёнок может быть лишь слушателем. Необходимо в ребёнке воспитывать не только умения воспринимать текст произведения, но и формировать собственные суждения о героях и их взаимоотношениях. Чтобы ребёнок стал хорошим читателем, ему нужно помочь понять, почему читаем мы, взрослые. Он должен видеть родителей за чтением. Можно сделать малышу книжку с его именем, названием на обложке, помещая в неё всё, что связано с жизнью ребёнка.

Только ежедневное общение с книгой научит ребёнка получать ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Предлагая ребёнку почитать, стремитесь к созданию особой атмосферы доверительного общения. Можно ввести семейную традицию «вечернее чтение».

О чём надо помнить, прежде чем взять в руки книгу.

  • Необходимо помнить о возрасте ребёнка и вдумчиво подбирать книги, учитывая интересы и имеющийся жизненный и читательский опыт детей.
  • Необходимо объяснять ребёнку слова, которые ему незнакомы. Язык сказок бывает сложным: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения. Лучше будет не читать, а рассказывать сказку, в лицах представлять то, о чём говориться.
  • Взрослый должен читать ребёнку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, поскольку детское восприятие отличается тем, что ребёнок не всегда различает звуки речи, в результате может понять звучащий текст по – своему, так, как понятно только ему.

Маленькие хитрости для мотивации большого читателя.

  • Начиная чтение, всегда акцентируйте внимание ребёнка на названии книги и имени её автора.
  • Прочитайте любимые произведения из вашего детства, объясните, почему вы полюбили именно их.
  • Обращайте внимание детей на бережное обращение с книгой.
  • Рассматривайте вместе с ребёнком иллюстрации, обсуждайте прочитанное.
  • Если ваши дети уже умеют читать, не прерывайте традицию совместного чтения (часто сосредоточившись на складывании букв, ребёнок не понимает смысл прочитанного).
  • Обращайте внимание на нравственные понятия: правда и ложь, добро, зло и т. д.
  • В круг чтения детей 6-7 лет вводите периодику (газеты, журналы).
  • Организуйте издание собственного журнала или газеты, куда будете помещать детские стихи, рисунки, совместные произведения.
  • Не ленитесь, ведите читательский дневник своего ребёнка, читайте его вместе – это может стать семейной традицией.
  • Сохраняйте все купленные ребёнку книги, периодически перечитывайте их, берегите – это ценные экземпляры детской домашней библиотеки.

Как научить ребёнка беречь книги.

  • Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
  • Не читать во время еды.
  • Не загибать листы, пользоваться закладкой.
  • Класть книгу только на чистый стол.
  • Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
  • Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу.

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
  • Как описана природа?
  • Какие слова и выражения запомнились?
  • Чему научила книга?
  • Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
  • Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Толстые книги.

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Чтение перед сном.

Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день.

Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

Игры с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где – ни будь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, когда найдёт, наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки.

«Прыг – ив другую сказку»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про известного ему героя. Что ещё могло с ним случиться?

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы. Мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка.

«Детская книжка нужна ребёнку не вместо взрослого, вместе с взрослым. Иначе место в душе ребёнка, принадлежащее вам, займёт кто – то другой, и хорошо, если это будет Карлсон» В. Леви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Воспитывайте будущего читателя"

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С.Лупан)....

Консультация для родителей "Воспитываем маленького читателя"

Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Что же теряют наши ...

Воспитываем будущего читателя

памятка для родителей...

Памятка для родителей "Воспитывайте будущего читателя"

Рекомендации для родителей как прививать любовь к чтению...

Консультация для родителей "Воспитываем грамотного читателя"

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Воспитываем будущих защитников Отечества»

Воспитывайте в своём сыне воина - будущего защитника Родины - земли Русской! Вы должны быть уверены в нём, уверены, что в лихую годину он не опозорит вас, а с мужеством и героизмом будет, не жалея жиз...