Консультация для родителей
консультация

Сегбе Тайгана Аясовна.

Консультация для родителей: "Коррекционная работа с детьми в условиях логопункта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение – детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района

Консультация для родителей

на тему: «Коррекционная работа с воспитанниками в условиях логопункта»

        Подготовила учитель – логопед:

                            Сегбе Тайгана Аясовна

Цель: познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы с воспитанниками в условиях логопункта и оказание практической помощи родителям в организации домашних занятий по автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка.
     Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.

Задачи:

- дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и логопункт.);

- кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;

- формировать у родителей положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;

-   воспитывать у родителей чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Меня зовут Сегбе Тайгана Аясовна. Буду работать с вашими детьми, кто зачислен на логопедический пункт МБДОУ – детский сад «Чечек».

Что такое логопункт? Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы  учителя-логопеда и расписание индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы с воспитанниками  утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения. Список воспитанников, зачисленных на логопункт утверждается председателем  и членами   ПМПК.

Целью работы логопункта   является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. 

Основными задачами работы на логопункте являются:

  • коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • своевременное   предупреждение   и   преодоление    трудностей речевого развития;
  • профилактика возникновения у детей предпосылок нарушений письменной речи;
  • консультативно-методическая, просветительская работа с педагогами МБДОУ, родителями (законными представителями).
  • На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными  речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. 
    В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть воспитанники подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей 5-летнего возраста

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

Это индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия - 2 раза в неделю. А с некоторыми детьми (у которых  тяжелые речевые расстройства, им требуется большая помощь) т.е. 3 раза в неделю.
Одно занятие на логопункте длится 15-20 минут. Подробнее Вы можете ознакомиться с графиком моего рабочего времени.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте 27 человек. Это дети 4 групп  и (читаю списки детей).

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Большая просьба,  выполнять все рекомендации логопеда (тетрадь с рекомендациями логопеда для родителей), если требуется консультация другого специалиста (например, невролога) Вашему ребенку, не пренебрегайте. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.

Особое внимание хотелось бы уделить домашним заданиям.

 Для занятий с учителем-логопедом необходимо принести: тетрадь 12 листов в клетку в целлофановой обложке, папку пластиковую для тетради на кнопке, влажные салфетки, круглое зеркало, ватные палочки, бумажные платочки.

Все Логопедическое домашнее задание – индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны логопеда, но по его поручению. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители относятся к выполнению домашних заданий. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепление ребёнком речевых умений и навыков в свободном общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, походов в магазин, дороги в детский сад и домой.

Правила работы с логопедической тетрадью для домашних заданий:

- Тетрадь с речевым материалом выдаётся  1 раз в неделю (через воспитателя группы)

- Тетрадь возвращается в д/с в понедельник, передаётся воспитателю (не оставляется в шкафчике)

- Задания по тетради выполняются 3-4 раза в неделю. Желательно повторение предыдущих домашних заданий (использование речевого материала).

- Если ребёнок находится на больничном, то: повторяем предыдущий речевой материал (если тетрадь дома)/ вспоминаем, ищем в интернете, придумываем сами речевой материал (если тетрадь в садике).

        Часто при выполнении логопедических домашних заданий родители сталкиваются с проблемой привлечения к ним ребёнка («Я не могу заставить своего ребёнка выполнять д/з», «Ребёнок ленится» и т.д.). Принуждать ребёнка заниматься, конечно же, не желательно. Но нам, как родителям, важно их выполнять. В этом нам помогут занятия в игровой форме, интересной для ребёнка. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере звуков Р, Л, Ш. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т.п., то у ребенка будут задействованы пальцы  рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму. Для начала рассмотрим правильную артикуляцию (т.е. положение органов артикуляции – губ, языка) тех  звуков, произношение которых мы закрепляем.

Например артикуляции звука Р, родители его произносят (р-р-р-…). А теперь попробуйте произнести звук Л и сами опишите положение ваших органов артикуляции (один из участников рассказывает артикуляцию Л). То же самое – со звуком Ш.

Работа над звуком идёт в определённой последовательности:

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. По мере того, как звук оказывается поставленным, ведется работа по его автоматизации (т.е. включению в речь). Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по звуковому составу и не содержащими других нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности: 

  • в слогах;
  • в словах  с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • в предложениях и чистоговорках;
  • потешках, скороговорках и стихах;
  • в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил: 

  • На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слогов, слов с закрепляемым звуком.
  • Должно быть, постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном  этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.
  • Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение  можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.
  • Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения.
  • Обязательно хвалите ребёнка за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их.

- Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

  • найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из «Лото» (возможно у вас дома найдутся лото «Детское», «Подбери и назови», «Времена года», «Животные» или др.);
  • вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий;
  • нарисовать схематическое изображение предметов на отдельных карточках;

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

Это могут быть такие игры, как:

  • «Лабиринты» (называние картинок, расположенных в определённой последовательности, можно использовать в игре мелкие фигурки, которые «ходят» по картинкам). Предлагается родителям поиграть в эту игру.
  •  «Угадай-ка» (отгадывание предметов по их признакам или действиям)
  • «Эхо» (запомни и повтори слова по картинкам за мной)
  •  «Фотограф» (припоминание как можно большего числа картинок, просмотренных ранее)
  •  «Телеграф» (проговаривание слов с отхлопыванием, отстукиванием их по слогам)
  • «Угадай слово»/ «Придумай слово» (узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первому  звуку)
  • варианты игры «Волшебная палочка» (лексико-грамматические упражнения: «Один – много» – образование сущ. мн.ч.; «Прятки», «Много чего» - употребление окончаний сущ. в Р.п.; «Назови ласково», «Большой-маленький» – образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
  • «Сосчитай-ка»  согласование имен существительных с числительными ( при этом можно использовать счетные палочки, числовые карточки, магнитные цифры)

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый и ребёнок придумывают предложения по картинкам по очереди (за каждое придуманное предложение игрок получает «фант» -  например, пуговку).

Интересный приём, который можно назвать «Заколдованные предложения», «Небылицы», «Путаница»: взрослый  переставляет  слова в предложении так, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и нравится детям.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь. Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно.

А теперь вас ждет самостоятельная работа – попробуйте  сочинить чистоговорки  сами (группам из 3-4-х родителей раздаются карточки с началом чистоговорок,  дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров).

Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок), пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.  Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Например, «Фонетические рассказы с картинками» Т.А.Ткаченко. Это альбомы с сюжетными картинами, к которым придуманы небольшие истории. Можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», очень хороши произведения  В.Г.Сутеева с авторскими иллюстрациями. 

Затем предлагается одному из родителей побыть в роли ребёнка и поиграть с игру Логопед демонстрирует различные игровые приёмы для автоматизации звукопроизношения в домашних условиях с использованием различных предметов и без них:

  •  «Прищепки» - «кусать» прищепкой пальчики на руке по очереди и произносить серию слогов (Ла,Ло,Лу,Лы);

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать. Чистая речь порадует всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, самого ребенка.

Совет: побольше общайтесь с детьми, играйте, читайте книги, рисуйте,беседуйте. Детям очень важны Ваше внимание и общение.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов  Вам в воспитании Ваших детей!

  Итак небольшая викторина ,- что такое логопункт?  

Логопедический пункт (логопункт) - это место, где оказывается необходимая коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями в возрасте от 5 до 7 лет (это дети старшей и подготовительной группы).

С какими речевыми нарушениями зачисляются дети на логопункт?
с 
несложными недостатками в речевом развитии. Нарушение произношения отдельных звуков.

 Какое количество детей занимается на логопункте?
На нашем логопункте одновременно занимается 26 человек.

В каком режиме проводятся занятия с логопедом?
Занятия проходят 2-3 раза в неделю индивидуально и по подгруппам.

Сколько времени отводится на логопедическое занятие?
На индивидуальную работу отводится 15-20 минут на каждого ребёнка. 

Какова роль родителей в исправлении речевых нарушений?
* выполнять все рекомендации учителя-логопеда;
*  обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий;
*  систематически и аккуратно выполнять с ребёнком домашнее задание;
*  осуществлять ненавязчивый контроль за речью ребёнка;
*  помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, Вашего участия и помощи в преодолении его речевых трудностей.

Как заниматься с ребёнком дома по заданию логопеда?

Для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в систематических домашних занятиях.


 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение – детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района

Консультация для родителей

на тему: «Коррекционная работа с воспитанниками в условиях логопункта»

        Подготовила учитель – логопед:

                            Сегбе Тайгана Аясовна

Цель: познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы с воспитанниками в условиях логопункта и оказание практической помощи родителям в организации домашних занятий по автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка.
     Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.

Задачи:

- дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и логопункт.);

- кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;

- формировать у родителей положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;

-   воспитывать у родителей чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Меня зовут Сегбе Тайгана Аясовна. Буду работать с вашими детьми, кто зачислен на логопедический пункт МБДОУ – детский сад «Чечек».

Что такое логопункт? Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы  учителя-логопеда и расписание индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы с воспитанниками  утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения. Список воспитанников, зачисленных на логопункт утверждается председателем  и членами   ПМПК.

Целью работы логопункта   является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. 

Основными задачами работы на логопункте являются:

  • коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • своевременное   предупреждение   и   преодоление    трудностей речевого развития;
  • профилактика возникновения у детей предпосылок нарушений письменной речи;
  • консультативно-методическая, просветительская работа с педагогами МБДОУ, родителями (законными представителями).
  • На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными  речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. 
    В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть воспитанники подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей 5-летнего возраста

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

Это индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия - 2 раза в неделю. А с некоторыми детьми (у которых  тяжелые речевые расстройства, им требуется большая помощь) т.е. 3 раза в неделю.
Одно занятие на логопункте длится 15-20 минут. Подробнее Вы можете ознакомиться с графиком моего рабочего времени.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте 27 человек. Это дети 4 групп  и (читаю списки детей).

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Большая просьба,  выполнять все рекомендации логопеда (тетрадь с рекомендациями логопеда для родителей), если требуется консультация другого специалиста (например, невролога) Вашему ребенку, не пренебрегайте. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.

Особое внимание хотелось бы уделить домашним заданиям.

 Для занятий с учителем-логопедом необходимо принести: тетрадь 12 листов в клетку в целлофановой обложке, папку пластиковую для тетради на кнопке, влажные салфетки, круглое зеркало, ватные палочки, бумажные платочки.

Все Логопедическое домашнее задание – индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны логопеда, но по его поручению. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители относятся к выполнению домашних заданий. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепление ребёнком речевых умений и навыков в свободном общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, походов в магазин, дороги в детский сад и домой.

Правила работы с логопедической тетрадью для домашних заданий:

- Тетрадь с речевым материалом выдаётся  1 раз в неделю (через воспитателя группы)

- Тетрадь возвращается в д/с в понедельник, передаётся воспитателю (не оставляется в шкафчике)

- Задания по тетради выполняются 3-4 раза в неделю. Желательно повторение предыдущих домашних заданий (использование речевого материала).

- Если ребёнок находится на больничном, то: повторяем предыдущий речевой материал (если тетрадь дома)/ вспоминаем, ищем в интернете, придумываем сами речевой материал (если тетрадь в садике).

        Часто при выполнении логопедических домашних заданий родители сталкиваются с проблемой привлечения к ним ребёнка («Я не могу заставить своего ребёнка выполнять д/з», «Ребёнок ленится» и т.д.). Принуждать ребёнка заниматься, конечно же, не желательно. Но нам, как родителям, важно их выполнять. В этом нам помогут занятия в игровой форме, интересной для ребёнка. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере звуков Р, Л, Ш. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т.п., то у ребенка будут задействованы пальцы  рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму. Для начала рассмотрим правильную артикуляцию (т.е. положение органов артикуляции – губ, языка) тех  звуков, произношение которых мы закрепляем.

Например артикуляции звука Р, родители его произносят (р-р-р-…). А теперь попробуйте произнести звук Л и сами опишите положение ваших органов артикуляции (один из участников рассказывает артикуляцию Л). То же самое – со звуком Ш.

Работа над звуком идёт в определённой последовательности:

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. По мере того, как звук оказывается поставленным, ведется работа по его автоматизации (т.е. включению в речь). Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по звуковому составу и не содержащими других нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности: 

  • в слогах;
  • в словах  с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • в предложениях и чистоговорках;
  • потешках, скороговорках и стихах;
  • в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил: 

  • На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слогов, слов с закрепляемым звуком.
  • Должно быть, постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном  этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.
  • Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение  можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.
  • Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения.
  • Обязательно хвалите ребёнка за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их.

- Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

  • найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из «Лото» (возможно у вас дома найдутся лото «Детское», «Подбери и назови», «Времена года», «Животные» или др.);
  • вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий;
  • нарисовать схематическое изображение предметов на отдельных карточках;

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

Это могут быть такие игры, как:

  • «Лабиринты» (называние картинок, расположенных в определённой последовательности, можно использовать в игре мелкие фигурки, которые «ходят» по картинкам). Предлагается родителям поиграть в эту игру.
  •  «Угадай-ка» (отгадывание предметов по их признакам или действиям)
  • «Эхо» (запомни и повтори слова по картинкам за мной)
  •  «Фотограф» (припоминание как можно большего числа картинок, просмотренных ранее)
  •  «Телеграф» (проговаривание слов с отхлопыванием, отстукиванием их по слогам)
  • «Угадай слово»/ «Придумай слово» (узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первому  звуку)
  • варианты игры «Волшебная палочка» (лексико-грамматические упражнения: «Один – много» – образование сущ. мн.ч.; «Прятки», «Много чего» - употребление окончаний сущ. в Р.п.; «Назови ласково», «Большой-маленький» – образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
  • «Сосчитай-ка»  согласование имен существительных с числительными ( при этом можно использовать счетные палочки, числовые карточки, магнитные цифры)

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый и ребёнок придумывают предложения по картинкам по очереди (за каждое придуманное предложение игрок получает «фант» -  например, пуговку).

Интересный приём, который можно назвать «Заколдованные предложения», «Небылицы», «Путаница»: взрослый  переставляет  слова в предложении так, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и нравится детям.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь. Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно.

А теперь вас ждет самостоятельная работа – попробуйте  сочинить чистоговорки  сами (группам из 3-4-х родителей раздаются карточки с началом чистоговорок,  дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров).

Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок), пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.  Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Например, «Фонетические рассказы с картинками» Т.А.Ткаченко. Это альбомы с сюжетными картинами, к которым придуманы небольшие истории. Можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», очень хороши произведения  В.Г.Сутеева с авторскими иллюстрациями. 

Затем предлагается одному из родителей побыть в роли ребёнка и поиграть с игру Логопед демонстрирует различные игровые приёмы для автоматизации звукопроизношения в домашних условиях с использованием различных предметов и без них:

  •  «Прищепки» - «кусать» прищепкой пальчики на руке по очереди и произносить серию слогов (Ла,Ло,Лу,Лы);

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать. Чистая речь порадует всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, самого ребенка.

Совет: побольше общайтесь с детьми, играйте, читайте книги, рисуйте,беседуйте. Детям очень важны Ваше внимание и общение.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов  Вам в воспитании Ваших детей!

  Итак небольшая викторина ,- что такое логопункт?  

Логопедический пункт (логопункт) - это место, где оказывается необходимая коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями в возрасте от 5 до 7 лет (это дети старшей и подготовительной группы).

С какими речевыми нарушениями зачисляются дети на логопункт?
с 
несложными недостатками в речевом развитии. Нарушение произношения отдельных звуков.

 Какое количество детей занимается на логопункте?
На нашем логопункте одновременно занимается 26 человек.

В каком режиме проводятся занятия с логопедом?
Занятия проходят 2-3 раза в неделю индивидуально и по подгруппам.

Сколько времени отводится на логопедическое занятие?
На индивидуальную работу отводится 15-20 минут на каждого ребёнка. 

Какова роль родителей в исправлении речевых нарушений?
* выполнять все рекомендации учителя-логопеда;
*  обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий;
*  систематически и аккуратно выполнять с ребёнком домашнее задание;
*  осуществлять ненавязчивый контроль за речью ребёнка;
*  помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, Вашего участия и помощи в преодолении его речевых трудностей.

Как заниматься с ребёнком дома по заданию логопеда?

Для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в систематических домашних занятиях.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...