Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация

Консультация для родителей

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

 

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.  Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. В процессе обучения педагог дает детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор — топором, лети — летит — летят...), соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой — голубой, какая — голубая, какое — голубое).

 Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Надо показать разницу в звучании двух предложений, типа:

1.        Положи карандаш стол.

2.        Положи карандаш на стол.

Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его обобщающее значение.

— Что еще можно ставить на стол. Дети, выполняя разные действия, оречевляют их, при этом выделяя предлог на:

Я ставлю на полку кубики. Лена кладет на книгу закладку и т. д. В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол. Девочка положила шапку за полку.

Целью работы является - формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Основными задачами в работе являются:

  • Создание условий для формирования грамматического строя речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи через игру.

Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.

Для реализации созданы следующие условия: речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, предметно-развивающая среда.

Рекомендуя разные методические приемы работы над грамматическими формами, можно выделить следующее:

1.Игры и упражнения на занятиях по развитию речи

2.Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором,лети-летит-летят)

3.Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога)

4.Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой? какая? какое?)

5.Исправление,подсказка правильной формы слова.

6.Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций.

7.Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции:

а) по вопросам;

б) по демонстрации действий;

в) по опорным словам.

Все эти методы реализовываю при помощи приёма игр. Игры, которые использую в работе:

Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:

  1. игры на бытовые темы;
  2. строительные игры
  3. театрализованные игры

Игры с правилами

  1. подвижные

          дидактические

  1. игры с предметами
  2. настольно-печатные
  3. словесные

Например: в подвижной игре, которую применяю на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.

Дидактические игры в которых решаются задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы, например, помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонения глагола, согласование слов в роде, способы образования слов  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.  Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. В процессе обучения педагог дает детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор — топором, лети — летит — летят...), соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой — голубой, какая — голубая, какое — голубое).

 Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Надо показать разницу в звучании двух предложений, типа:

1.        Положи карандаш стол.

2.        Положи карандаш на стол.

Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его обобщающее значение.

— Что еще можно ставить на стол. Дети, выполняя разные действия, оречевляют их, при этом выделяя предлог на:

Я ставлю на полку кубики. Лена кладет на книгу закладку и т. д. В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол. Девочка положила шапку за полку.

Целью работы является - формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Основными задачами в работе являются:

  • Создание условий для формирования грамматического строя речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи через игру.

Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.

Для реализации созданы следующие условия: речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, предметно-развивающая среда.

Рекомендуя разные методические приемы работы над грамматическими формами, можно выделить следующее:

1.Игры и упражнения на занятиях по развитию речи

2.Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором,лети-летит-летят)

3.Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога)

4.Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой? какая? какое?)

5.Исправление,подсказка правильной формы слова.

6.Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций.

7.Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции:

а) по вопросам;

б) по демонстрации действий;

в) по опорным словам.

Все эти методы реализовываю при помощи приёма игр. Игры, которые использую в работе:

Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:

  1. игры на бытовые темы;
  2. строительные игры
  3. театрализованные игры

Игры с правилами

  1. подвижные

          дидактические

  1. игры с предметами
  2. настольно-печатные
  3. словесные

Например: в подвижной игре, которую применяю на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.

Дидактические игры в которых решаются задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы, например, помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонения глагола, согласование слов в роде, способы образования слов  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь....

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Совершенствование диалогов, монологов и выразительности речи при помощи театрализованной игры....

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...