КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДЕТСКАЯ ИГРА НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»
консультация

 

Круглый стол «Детская игра на пороге школы»

 

Цель:

 

Игра – один из важных факторов на протяжении всего дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте ее роль увеличивается.

Задачи:

Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

Повысить компетентность родителей в вопросах важности игры в  дошкольном возрасте.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Круглый стол «Детская игра на пороге школы»

Цель:

Игра – один из важных факторов на протяжении всего дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте ее роль увеличивается.

Задачи:

Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

Повысить компетентность родителей в вопросах важности игры в старшем дошкольном возрасте.

Слово – приветствие.

Предложить родителям разделиться на подгруппы.

Им предлагается следующее задание: раздаются карточки, где написаны различные показатели готовности детей к школе:

Ответственность

Умение читать, считать, писать

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи и памяти.

Родителям предлагается разложить в порядке значимости показателя.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

Педагог отмечает важность всех перечисленных критериев психологической готовности к школе. Отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно – волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т.к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Именно в игре формируются все вышеперечисленные качества.  

Через игру дети могут получить представление о том, чем они будут заниматься в школе. Постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни. Для расширения имеющихся у детей представлений о школе необходима помощь взрослых – воспитателей, родителей, старших сестер братьев. Лучше всего, когда они выступают равноправными участниками в игре и в то же время имеют возможность подсказать новую сюжетную линию или действие.

Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с  явлением, объектом, событием.

Предложить родителям мозговой штурм – придумать сюжет игры из школьной тематики, связанный с ярким событием (например, «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе»)

Сделают игру интереснее так же настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др.

Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются играми, где основные роли выполняют дети.  Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как  младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.

Отметить уникальность творческих игр, придуманных самими детьми, с установленными ими правилами, с использованием предметов заместителей.

Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые помогут развивать память вашего ребенка в домашних условиях.

Память

Игра в слова

Вариант 1.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВниманиеСлон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы ты бы разделил эти слова?

Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: “Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели”.

Задание 3Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Игра « Я положил в мешок»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Игра «Каскад слов».

Просим ребёнка повторять слова, начинаем с одного слова, затем называем два. Ребёнок их повторяет в той же последовательности.

Огонь;

Дом, молоко;

Конь, гриб, игла;

Петух, солнце, асфальт, тетрадь;

Крыша, пень, вода, свеча, школа.. ит.д. до 10 слов

Упражнения на развитие логического мышления

Игра “Назови одним словом”

- Март, апрель, январь, июнь   - это ….

- Хлеб, молоко, колбаса, макароны  - это…

- Стол, стул, диван, шкаф  - это…

- Тарелка, чашка, ложка, стакан  - это…

- Молоток, пила, топор, лопата  - это….

- Тетрадь, учебник, ручка, альбом  - это …

- Холодильник, утюг, пылесос, телевизор  - это

 «Смысловой ряд»  

 Какое будет четвёртое слово

- Лиса-нора, медведь - (берлога)

- Сахар- сладкий, лимон -

- Больница – лечение, школа -

- Осень- дождь, зима –

- Утка- утёнок, курица –

.

Мышление

Игра «Продолжить ряд»

- Транспорт – это самолёт, ……..

- Времена года – это зима,

- Дни недели – это понедельник

- Дикие животные – это медведь,

- Домашние животные – это кошка,…

- Обувь это – туфли, ….

 «Четвёртый - лишний»

 Необходимо выбрать четвёртый лишний предмет:

- Яблоко, груша, помидор, апельсин.

- Козлёнок, телёнок, лошадь, котёнок.

- Шапка, кепка, пальто, косынка.

- Карандаш, стакан, ложка, тарелка.

- Собака, волк, кошка, коза.

Игра «Чего нет?»

      Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья».

      Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев».

   Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор - нет забора, есть окно - нет окна, есть столы - нет столов и т.д

Упражнения для развития памяти и внимания.

Игра «Запрещенная цифра»

Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает  в ладоши. (затем количество запретных чисел увеличивается)

 Игра «Хлопни в ладоши».  Называем разные слова, просим детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат название животного.

Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, коза, мяч, кошка, стол, собака  и т.д.

Мелкая моторика

«Игры с рисованием». 

Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатся письму – то предлагаем порисовать. Рисуем в воздухе квадратики , кружочки, лабиринты (наиболее интересно, когда ребёнок рисует для родителя, а родитель - для ребёнка).

«Улитка »

Исходное положение: указательный, средний и безымянный палец прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди? потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка! Высуни рога.
Дам тебе я хлеба или молока!

Произвольная сфера

1.Задание «Нарисуй и зачеркни»

На столе перед ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Педагог предлагает детям:

-  Нарисовать1  прямоугольник, 3 треугольника, 1 квадрат,1 круг  и зачеркнуть третью фигуру.

-  Нарисовать 3  круга, 1треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть  вторую фигуру.

-  Нарисовать 1 прямоугольник, 2  квадрата, 3 треугольника и зачеркнуть пятую  фигуру

( можно предлагать разные варианты)

Графический диктант

 1 задание.  Отступите от точки 1 клеточку и во второй  нарисуйте 1 кружок. Пропустите клеточку. Нарисуйте столько кружков, сколько лапок у собаки. Сколько всего кружков? Дорисуйте на этой же строчке столько же кружков. Сколько всего кружков вы нарисовали? Возьмите синий карандаш и закрасьте два первых кружка и два последних. Сколько цветных кружков? Сколько осталось? Заштрихуйте эти кружки.

2 задание. От точки отступить 2 клеточки  и в третий  нарисовать круг.  Заштриховать его. От заштрихованного кружка вправо рисуем 1 кружок и влево 1 кружок, рисуем 1 кружок назад заштрихованным и под ним.

Заключение.

При переходе к старшему дошкольному возрасту роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста не только не снижается, она существенно возрастает. При том, что родители чаще всего недооценивают роль игры, они придают большое значение специальным формам подготовки ребенка к школьному обучению, часто считают игру несерьезным занятием. Педагогу детского сада важно донести до родителей мысль, что именно сюжетно-ролевая и режиссерская игры оказывают решающее влияние на такие важные для обучения в школе характеристики, как произвольность поведения, способность отличить воображаемую ситуацию от реальной, подчиняться правилам.

Рефлексия. Обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовимся к школе вместе».

Круглый стол для родителей "Готовимся к школе вместе"...

Круглый стол "Готов ли ребёнок к школе"

Круглый стол для родителей....

Круглый стол " Словесные игры в детском садуе"

Словесные игры и роль для развития детей...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ, УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ «Я – ШКОЛЬНИК». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С НАЧАЛ

Круглый стол по повышению методической и психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей (законных представителей) воспитанников по обеспечению полноценно...

Круглый стол на тему: «На пороге школьной жизни».

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению....