«ХОРОШАЯ ОСАНКА – ЭТО КРАСИВО И ПОЛЕЗНО»
статья

Мурзакова Наталья Андреевна

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание.

Осанкой человека называется привычное вертикальное положение тела, зависящие от двигательного стереотипа, тонуса мышечного корсета и скелетного равновесия. Правильная осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.

Дошкольный возраст – это период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральный солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshaya_osanka_-_eto_krasivo_i_polezno.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ХОРОШАЯ ОСАНКА – ЭТО КРАСИВО И ПОЛЕЗНО»

Подготовила: инструктор по физической культуре,

Мурзакова Н.А.

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание.

Осанкой человека называется привычное вертикальное положение тела, зависящие от двигательного стереотипа, тонуса мышечного корсета и скелетного равновесия. Правильная осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.

Дошкольный возраст – это период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральный солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Знайте, что стояние ребенка, особенно в определенной позе, очень утомительно для него, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь.

Правильная (нормальная) осанка имеет характерные признаки:

  • голова расположена ровно, подбородок приподнят;
  • остистые отростки позвонков образуют прямую вертикальную линию;
  • стороны тела симметричны относительно вертикальной оси;

 

•        линия надплечий горизонтальная;

•        углы лопаток расположены на одном уровне;

•        кожные складки (ягодичные, подколенные) справа и слева образуют горизонтальную линию;

•        длина нижних конечностей одинаковая;

•        физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.

Памятка для родителей

1. У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

2. Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

3. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой.

4. Лучше приучать детей спать на спине.

5. Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.

6. Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

Родители должны знать 7 «тайных» симптомов и их хорошо видимые признаки нарушения осанки

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий следующие упражнения:

 Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка.

Интересные подвижные игры, в которые можно поиграть с ребенком:

      «Что у нас на ножках?»

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Взрослый прикрепляет к носочкам разноцветные ленточки. По команде: «Что у нас на ножках?» - ребенок поднимает носки и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги. Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

«По-турецки мы сидели»

Взрослый показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели,

Пили, пили, ели, ели, еле-еле досидели.

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе со взрослым.

«Солдатики и куклы»

По команде: «Солдатики» - ребенок принимает правильную осанку.

По команде: «Куклы» - опускает голову, плечи, руки; расслабляется.

«Встань, как я»

Дети гуляют по залу. По команде: «Встань, как я» - останавливаются, принимая правильную осанку по показу взрослого.

«Гуляющие черепахи»

Ребенок идет от старта до финиша с мешочком на голове.

«Запусти космический корабль»

Ребенку предлагается запустить космический корабль. Взрослый подкидывает мяч вверх. Ребенок повторяет движения взрослого. (5-6 раз).

Дошкольный период является важнейшим и определяющим для развития человека в целом. В этот период формируются основы физического и психического развития ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила хорошей осанки

Хорошая осанка - залог здоровья! С этим трудно поспорить. Часто родители не обращают внимание на осанку ребенка до школы. В своем материале я датю несколько советов по укреплению осанки, а так же неск...

"Хорошую осанку нужно воспитывать!"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Хорошая осанка-залог хорошего физического здоровья""

В консультации представлены рекомендации для родителей по формирвоанию правильной осанки....

Айболит: 9 правил хорошей осанки.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов.Еще до рождения, ребенок проходит важный путь развития. В дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, формируется осанка, движения....

Хорошую осанку надо воспитывать

Взрослые должны помочь ребёнку выработать привычку правильно держать своё тело....

ВАЖНОСТЬ ХОРОШЕЙ ОСАНКИ. ХВАТИТ СУТУЛИТЬСЯ!

Когда мы были маленькими, некоторые из нас, возможно, слышали, как наши матери говорили нам: «Встань прямо и перестань сутулиться!» Что ж, не случайно мама уделяла так много внимания ...