"Конструирование в жизни ребенка" - консультация для родителей
материал

Антонова Валентина Сергеена

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь внимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

             Игры с конструктором      для детей раннего возраста

Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр.
Взрослому следует позаботиться, чтобы в свободном доступе всегда был в достаточном количестве материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек), деревянный, металлический и пластмассовый. Однако, если готового строительного материала нет или его недостаточно, позволяйте ребенку использовать для построек все, что они сочтут необходимым: предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства.

«МАШИНКИ, КОРАБЛИКИ,САМОЛЕТЫ»
Наблюдайте за свободной деятельностью детей с деталями конструктора. Если малыш прикрепил к большой детали конструктора маленькую, взрослый может стимулировать фантазию ребенка, спросив: «Что это у тебя получилось?»
Если малыш отвечает: «Машина (корабль, трактор, лошадка или др.)», — воспитатель подхватывает его идею и старается обыграть конструкцию в соответствии с ее названием.
Если малыш затрудняется ответить, взрослый спрашивает «Наверное, это Машинка?» и возит конструкцию по столу, сопровождая звуками «Би-би!». Затем он может высказать предположение: «А может быть это самолет?» — и изображает полет самолета. Эта игра может длиться до тех пор, пока не иссякнет интерес ребенка или Ваша фантазия. Скорее всего, ребенок
 присоединится к Вам и начнет сам придумывать, что он соорудил.

«ПОЕЗД»
Предложите ребенку построить поезд из кубиков или деталей конструктора. Для этого можно поставить 3—4 кубика вплотную один за другим, посадить на них фигурки человечков или животных и толкая конструкцию, двигать ее вперед, изображая голосом гудок «Ту-ту, поехали!»
«СТЕНКА»
Малыши с удовольствием манипулируют с деталями конструктора «Лего». Насаживая друг на друга детали, можно построить большую разноцветную стенку. Эту стенку можно использовать для игры «в прятки» с маленькими фигурками. За этой стенкой могут прятаться поросята или козлята от волка.

«ДОМИКИ»
Взрослый может предложить ребенку построить дом и показать, как можно построить его из кубиков, конструкторов разнообразной формы. В домик можно поместить мебель из мозаики и «подручного» материала

 (домино, спички, зубочистки, катушки, пластиковые стаканчики, крышечки от бутылок, гибкая проволока, обмотанная мягким материалом, и пр.)

Изображения и «строительный материал» можно варьировать.

"Конструирование в жизни ребенка"

 Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь внимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

 1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

 3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

 4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

 6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

 К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п. Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней. К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты )

Почему конструктор лучше другой игрушки.  В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Конструирование из конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря конструированию особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.

У детей с хорошо развитыми навыками конструирования быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Конструирование:

1. Развивает мелкую моторику. С ней напрямую связан речевой аппарат.

2. Развивает логическое мышление. Ведь сборка – это четко сформулированный алгоритм действий.

3. Развивает творческое мышление. Малыш придумывает собственные невероятные объекты. Фантазия ничем не ограничена.

4. Развивают образное мышление. Приступая к сборке, в голове уже четко представлен образ конечной цели.

5. Развивает усидчивость. Потребуется не один час, чтобы собрать вместе 100 деталей.

6. Развивает целеустремленность. Если ребенок все-таки дошел до конца и собрал, то он будет гордиться собой. Стремление к поставленной цели – одно из основополагающих качеств успешного человека.

7. Интересно играть и взрослым, и детям. Объединяет семью. Повод, чтобы собраться семьей и провести пару часов за увлекательным занятием.

 8. Развивает потребность в создании своими руками. Стремление к созиданию заложено от рождения в каждом человеке, его нужно холить, лелеять и поощрять. Свободное время маленького человека занимайте правильными вещами. Иначе он займет его чем-то другим, не исключено что не самым полезным. Конструкторская деятельность имеет ряд преимуществ перед другими видами игрушек. Такой игрой маленький человек упражняет свой мозг, решает головоломку, которую сам и придумывает. Самые полезные игрушки – развивающие.

Как выбрать конструктор для детей

1. Материал изготовления. Лучше отдавать предпочтение натуральным изделиям.

 2. Надежность креплений. Они должны надежно держаться, но при этом с легкостью разъединяться при необходимости. Досадно, если собранный в течение нескольких часов крокодил рассыплется при попытке его перенести.

3. Производитель и его репутация на рынке детских товаров. Учитывайте, сколько лет он производит товары такого рода.

 4. Отзывы покупателей. Проанализируйте информацию об этом виде комплектов для игр в интернете. Почитайте отзывы. Когда родители уже сталкивались с проблемами и делятся опытом, вам проще избежать подобных проколов. Учитесь на чужих ошибках.

5. Интересы ребенка. Если он любит играть с машинками, не покупайте ему самолетики. А лучше отправляйтесь за покупками вместе. Очертите доступную вам ценовую категорию, и пусть выберет то, что понравится.

 6. Отдавайте предпочтение крупным гипермаркетам. Не заказывайте игрушки через интернет. Вы не знаете, где они были и с чем контактировали. Причем в сети никто не застрахован от мошенников.

 Меры безопасности

 1. Выбирайте большие размеры деталей. Это удобно при сборке и исключает случайное попадание в легкие или пищевод. Внимательно следите за безопасностью. 2. Используйте элементы только по прямому назначению. Не стоит применять для других нужд, это нанесет вред здоровью ребенка и семьи.

3. Присматривайте за играющими детьми. Пусть они находятся в зоне видимости. Под контролем они меньше балуются. В ссоре могут травмировать друг друга деталями конструктора. Чтобы этого не случилось, улаживайте конфликты как можно скорее.

4. Собирайте после игры элементы в коробку и убирайте в безопасное место. Так фрагменты не потеряются, сын или дочь не сможет пользоваться игрушкой без разрешения.

5. Очищайте фрагменты минимум раз в неделю. Можно детским мылом и мягкой тряпкой. Тщательно просушивайте, чтобы нигде не оставалась влага. Иначе в щелях с жидкостью могут завестись болезнетворные микроорганизмы и бактерии. Если появился неприятный запах от деталей, то немедленно обработайте комплект безопасным дезинфицирующим средством. Ребенок, прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Так ли важно рисование в жизни ребенка? консультация для родителей

консультация для родителей. Так ли важно рисование в жизни ребенка? Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его вл...

«Роль детского конструирования в развитии ребенка». Консультация для родителей.

Термин «конструирование» (от латинского слова сопз1гаеге) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...

Сказки в жизни ребенка. Консультация для родителей

Значение сказок для полноценного развития ребенка. Эволюция сказки. Знаем ли мы свои любимые сказки. В основу статьи положены книги Елены Коровиной "Знаем ли мы свои любимые сказки".Скрытый смысл, заш...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Консультация для родителей

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с ...

«Роль конструирования в жизни дошкольников». (консультация для родителей)

Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир....